Три периода гонений евангельских христиан-баптистов


На основании архивных документов анализируются причины духовного кризиса церкви ЕХБ 20—30-х годов прошлого века.

Из Слова Божьего мы знаем, что Церковь Иисуса Христа не одолеют все силы ада (Матф. 16, 18). Но церковь, структурно организованная во Всероссийский Союз евангельских христиан и во Всероссийский Союз баптистов, в 30-е годы была низложена.

Союзы, насчитывавшие к 1928 году в своих рядах около 600 000 членов, были ликвидированы, верующие рассеяны. Гонители предвкушали полную победу. Почему?

Этот вопрос заставляет нас вернуться к истокам образования церкви ЕХБ в России и внимательно рассмотреть её извилистый, во многом тернистый путь.

Первый период гонений (1860—1917. гг.)

В условиях почти 50-летних непрекращающихся репрессий со стороны исторической церкви и самодержавия родилось и умножилось братство возрожденных христиан. Первые исповедники живой веры в Господа Иисуса Христа в России:

Федор Онищенко, В. Г. Павлов, И. Г. Рябошапка, а также многие страдальцы в печально знаменитой природной тюрьме в Гирюсах претерпели избиения, ссылки, лишения имущества, аресты.

В 1891 году в царской России, была принята «Резолюция совещания православного духовенства» под председательством обер-прокурора синода ПОБЕДОНОСЦЕВА Константина Петровича (обер-прокурор с 1880 по 1905 год, играл значительную роль в определении правительственной политики в области просвещения, в национальном вопросе и др. Один из инициаторов политики контрреформ):

«Быстрый рост этих сект (баптистов и др.) является серьезной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть запрещено покидать свои места жительства. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом так, чтобы их нигде не принимали на работу, и на жительство, ПОКА ЖИЗНЬ В РОССИИ НЕ СТАНЕТ ДЛЯ НИХ НЕВЫНОСИМОЙ. ДЕТИ ИХ ДОЛЖНЫ СИЛОЙ ОТБИРАТЬСЯ и воспитываться в православной вере» (г. Москва, август 1891 год).

После этого совещания в 1891 году в Российский Уголовный Кодекс были включены следующие статьи:

Статья 189: «За пропаганду или сочинение религиозных книг с целью совращения других: при первом разе — лишение некоторых личных прав и тюремное заключение от 8 до 16 месяцев, при повторном разе — заключение в крепость от 32 до 48 месяцев, при третьем разе — ссылка».

Статья 196: «За распространение еретических или сектантских учений или пособничество в этом — ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места государства».

На основании этих ограничений проповедников Евангелия заключали в крепости, в кандалах ссылали с семьями в Сибирь, в Гирюсы (природная тюрьма в Закавказье). Но эти страдания лишь закалили их веру и начатое Духом Святым в Российской империи пробуждение к 1917 году умножило братство до 100 тысяч.

В тот период церковь была неприступной крепостью для мира. Об этом убедительно свидетельствуют отчёты гонителей, характеризующие евангельских христиан-баптистов того времени как…

«(…) структуру, приспособленную к периодическим уходам в подполье, кристаллизацию состава на основах фактической убежденности, весьма значительную сплоченность и стремление к единению, многочисленные бытовые, внешне привлекательные черты и, в итоге необычайную живучесть, с успехом выдержавшую энергичный двойной пресс: «миссионерской» деятельности официальной церкви и правительственных преследований. (…)

Анализ исторических данных возникновения, существования и развития церкви ЕХБ… приводят к убеждению, что борьба с её вредоносным влиянием средствами только административного нажима и, тем более, путём миссионерской деятельности более «спокойной» православной церкви, не даёт и, видимо, не сможет дать положительных результатов. Наоборот — баптизм растет и завоевывает новые позиции почти прямо пропорционально степени нажима». (РГА СПИ, ф. 17, оп. 125, д. 506, л. 17—22)

Это доброе свидетельство о церкви из секретного отчёта заместителя председателя Совета по делам религий в ЦК ВКП(б) в 1947 году говорит о том, что гонители ясно сознавали: грубым нажимом живую церковь не одолеть. Она, по их признанию, «растёт почти прямо пропорционально степени нажима».

Верность Господу возрождённых христиан подвигла гонителей признать столь очевидную истину.

Второй период гонений (1928—1960 гг.)

Годы гонений этих десятилетий принесли братству не созидание, не укрепление, а сокрушение союзов, разорение церковного имущества, сокращение числа верующих и духовное порабощение церкви на многие десятилетия, к «торжеству нечестивых» и «искоренению праведных».

По статистическим данным братство ЕХБ на территории СССР к 1928 году насчитывало до 600 000 человек, из них около 200 000 состояли в союзе баптистов.

У евангельских христиан и баптистов имелось:

— до 1917 года — 4521 молитвенное здание;

— в 1928 году — около 8 000 общин.

Таким образом, к 1926 году структура братства ЕХБ достигла организационного завершения и служители ожидали «великого пробуждения». Но вместо этого всего через 10 лет деятельность союзов была парализована: закрыты библейские курсы, запрещена издательская деятельность, молитвенные дома превращены в клубы, общежития, зернохранилища, склады (из тысяч легально существовавших общин ЕХБ к началу войны 1941 года осталось меньше 10 на всю страну), — и длинные вереницы заключенных потянулись в отдалённые места Севера и Сибири.

После стремительного роста численности верующих в 20-х годах по стране прокатилась волна разрушений огромных масштабов: от довоенных союзов не осталось камня на камне, а образованный во время войны «в таинственных недрах» спецслужб объединённый ВСЕХиБ стал удобным инструментом в руках внешних для духовного порабощения и окончательного разложения общин ЕХБ руками служителей. [В 1947 году ВСЕХБ насчитывал 2669 официальных общин, т. е. приблизительно 30% от существовавших в 1928 году и 60% от существовавших до 1917 года.

При этом следует учесть, что послевоенный Союз представлял собой слившиеся три течения: баптистов, евангельских христиан и христиан веры евангельской (пятидесятников). Но даже при этом общее количество общин ЕХБ вместе с незарегистрированными уменьшилось по сравнению с 1928 годом более чем в два раза.]

В упомянутом выше секретном докладе зам. председателя Совета по делам религий в ЦК (1947 г.) есть поразительное признание: «баптизм …сравнительно легко искореняется при условии воздействия на него хорошо поставленной политико-массовой и просветительной работы».

Речь идёт о печальных для братства ЕХБ 20—30-х годах прошлого столетия, когда были повержены оба союза. Опираясь на свой успех, атеизм видел теперь задачу в том, чтобы и в последующие годы «руками руководящего центра свести к минимуму» жизнь церкви:

«Исходя из этого, Совет по делам религиозных культов видел и видит свою задачу в том, чтобы, используя специфические средства самого баптизма, руками его руководящего центра свести к минимуму указанные выше экстравагантные особенности церкви и по возможности нивелировать её с другими культами.

Совет учитывает теоретическую возможность возникновения на этой почве нового откола, стремящегося сохранить «чистоту» «ортодоксального» баптизма, но считает возможным игнорировать этот предполагаемый раскол, имея в виду, что он не может возникнуть в скором времени, а возникнув, будет представлять собой весьма ничтожную величину.

В результате деятельности, на указанных выше основах, религиозного центра баптизма — ВСЕХБ, наиболее характерными чертами церкви ЕХБ в настоящее время являются следующие:

1. Почти полностью изжиты, ранее господствовавшие так называемые «антивоенные» настроения, т. е. отказ от службы в армии с оружием в руках. Иллюстрацией этого положения является почти поголовное участие военнообязанных баптистов в Отечественной войне и довольно широко развернутая в общинах патриотическая деятельность, не прекращающаяся и поныне. (…)

2. Также постепенно сводятся к минимуму все экстравагантные особенности евангельских общин. (…)

3. Этот курс, коренным образом меняющий и уже изменивший лицо прежнего сектантства, довольно последовательно и четко проводится ВСЕХБ через его республиканских и областных «старших пресвитеров» (аналогичных митрополитам и епископам православной церкви), через периодический орган ВСЕХБ — журнал «Братский вестник » и при помощи циркулярных писем ВСЕХБ, адресованных местным общинам…» (РГА СПИ, ф. № 17, on. № 125, д. 506, л. 17—22).

В документе подводится итог 20-летней деятельности спецслужб по низложению братства ЕХБ (1926—1946 г.).

В нём обозначены коренные изменения принципов домостроительства, которые, начиная с 20-х годов, удалось произвести в церкви «руками руководящего центра».

Итак, 1926 год положил начало «коренных перемен» в истории церкви ЕХБ, длившихся до 1961 года.

Третий период гонений (1961—1989 гг.)

Этот 30-летний путь гонений пробуждённая и возрождённая церковь, хранимая Господом, прошла победно. Путь возрождения принёс братству умножение его рядов, восстановление утраченного принципа отделения церкви от государства, восстановление власти Христа над церковью.

Призыв к всеобщему освящению нашёл отклик в сердцах Божьего народа, что способствовало восстановлению принципов истинного домостроительства церкви. В условиях затяжных гонений братство вновь обрело независимость от мира и полностью перешло под власть Главы Церкви — Христа.

Таким образом, с 1961 года наступил второй этап коренных перемен в жизни церкви ЕХБ ХХ столетия.

В 1965 году председатель Совета по делам религий в секретном отчёте главе государства А. И. Микояну писал:

«Раскольники появились не случайно, это закономерное явление в движении сектантства. Администрирование, устав ВСЕХБ, гонение, как катализатор, только ускоряет процесс, помогает выплеснуть все это на поверхность.

Что представляет собой баптистская церковь? Посмотрим какой её состав. Детей там нет, молодежи нет, мужчин мало, да и те глубокие старики. Есть одни женщины, да и те вдовы. Это, я бы сказал, как вырождающееся племя, у них нет силы, они иссякли. У них все ущербное, затухает, гибнет. (…)

Но всюду находятся фанатики, нашлись и здесь люди, которые не хотят, чтобы умирала церковь. Хотят спасти и движение сектантства. Они хотят омолодить состав, пытаются опереться на молодежь.

Главной задачей у них является пропаганда религии, разъезды по общинам, вербовка новых своих сторонников. Им мешает советская жизнь. Сам советский образ жизни толкает к атеизму, им страшны связи с миром.

Отсюда непризнание властей, призывы к неповиновению законам, отказ от регистрации». (ГАРФ, ф. 6991, оп. 4, д. 169) (…)

Оргкомитет призывает верующих отказываться от регистрации религиозных объединений в органах власти. «Спасение ваше,— говорят они,— зависит не от регистрации.

Только незарегистрированные общины практически осуществляют принцип отделения церкви от государства и не идут на связь с мирской властью.

Нужно вырвать звено преступной связи государства с церковью». Государственные органы, естественно, не могут признать законной деятельность баптистов-раскольников, имеющих такую программу.

Вообще говоря, мы не против расколов в религиозных организациях. Это их внутреннее дело. Весь вопрос в том, каковы причины раскола и какие цели ставятся при этом. Баптисты-раскольники, как показывают факты, ставят такие цели, с которыми нельзя никак согласиться.

Лица, возглавляющие сейчас Оргкомитет раскольников, не пользуются нашим политическим доверием и потому не могут занимать руководящие посты в религиозных организациях, пока они не изменят свой образ мышления и не откажутся от противозаконной деятельности. (…)

Местные органы и Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, в соответствии с указаниями ЦК КПСС, принимают меры к пресечению нелегальной деятельности баптистских организаций.

Рост числа баптистов-раскольников приостановился… Однако деятельность Оргкомитета не прекратилась… Совет предупредил их об ответственности за продолжение незаконной деятельности. Но это предупреждение Оргкомитетом игнорируется.

Гонения на религию и преследования верующих, как известно, никогда не вели к снижению религиозности населения, а скорее наоборот. Это особенно верно в отношении сектантов, которые умеют приспособиться к деятельности в любых условиях.

Этому научились они еще в царское время, в условиях жестоких гонений со стороны русской православной церкви и царского правительства.

Нельзя не учитывать также того обстоятельства, что сектантские проповедники заранее готовят своих членов к деятельности в условиях преследования: «Отныне церковь должна быть организована по иному принципу,— говорят они. — Эти новые принципы рассчитаны на то, чтобы сделать жизнь церкви неуязвимой для любых гонений и закрытия молитвенных домов.

При новой организации церкви гонения не повредят ей, а напротив, укрепляет силу её духа. В условиях гонений никаких храмов никаких молитвенных домов не будет. В таких условиях церковь будет жить так: где соберутся двое или трое верующих, там будет церковь.

Они должны избрать одного из себя на роль пастыря, которому должны быть послушны остальные. И такая церковь будет угодна Богу в тысячу раз более, чем та, которая имеет храмы и молитвенные дома. «Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, то это угодно Богу». Будьте мужественны во время предстоящих гонений».

Все это заставляет нас задуматься над методами борьбы с сектантскими вероучениями. Безусловно, легче нанести удар по церковным зданиям и носителям религиозных идей, чем поразить сами идеи.

У нас в руках власть, в наших руках аппарат принуждения и можно было бы, вероятно, в сравнительно короткий срок закрыть все церкви и молитвенные дома, только религиозные верования людей от этого не потухнут» (27 марта 1965 г.). (ГАРФ, ф. 7523, оп. 109, д. 417, л. 79-142)

ТАКТИКА РАЗЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

В начале 20-х годов прошлого века атеистическая власть приняла решение одолеть братство ЕХБ тихим методом разложения его изнутри:

«Прекратить систему административных репрессий на местах, не препятствовать регистрации сектантских общин, давая возможность им легализоваться, чтобы они находились в поле нашего зрения.

Центр же внимания в работе парторганизаций и органов ГПУ следует обратить на работу внутреннего их разложения, раздробления на отдельные группы и обострение внутренней борьбы в самом сектантстве».

(Циркуляр № 673/с Сиббюро ЦК РКП(б) о новой тактике борьбы с сектантством от 16 июля 1923 г.) (ГАНО, ф.п. 1, оп. 2, д. 245, л. 188)

«Борьба с сектантством и ростом его влияния … приняла такой характер репрессий, следствием коих мы наблюдаем уход сектантства в подполье. (…)

Этим самым вокруг сектантства создается ореол мученичества гонимых и преследуемых Советской властью (…)

Нашу работу по борьбе с сектантством направить в сторону их внутреннего разложения и дробления на отдельные группки, что, конечно, может быть выполнено лишь при наличии солидно поставленного влиятельного осведомления».

(Директива № 476/с ПП ОГПУ по Сибири начальникам губотделов ГПУ от 28 июня 1923 г.) (ГАНО, ф. п. 1, оп. 2, д. 372, л. 24)

Проявленная в прошлом верность Богу преследуемых христиан удерживала атеистов от применения тактики репрессий, потому что братство ЕХБ имело 50-летний опыт деятельности в конспирации.

Гонения — привычная среда для христиан. Воистину «репрессии тут не помогут». Поэтому было принято решение употребить тактику внутреннего разложения церкви.

«Совершенно секретно. Хранить конспиративно»

О пагубных для церкви результатах этой работы можно отчасти судить, читая протоколы Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) с грифом «Совершенно секретно. Хранить конспиративно»: [26 июня 1923 года:

а) Поручить Н. ПОПОВУ использовать в печати все материалы, компрометирующие сектантов с точки зрения их антимилитаризма.

б) Поручить ГПУ усилить работу по разложению сектантства. 22 ноября 1924 года: СЛУШАЛИ: О сектантстве. ПОСТАНОВИЛИ: <…>

в) Поручить ОГПУ повести работу среди сектантства по линии их классового разложения <…>

е) Поручить ОГПУ принять меры к роспуску и недопущению сектантских религиозных юношеских кружков.

з) Признать, что деятельность религиозных проповедников, в том числе и сектантских, без надлежащего на то разрешения может проводиться лишь в пределах своего прихода. На проведение же проповедей, специальных бесед и т. п. вне пределов своего прихода проповедники должны иметь соответствующее разрешение <…>

Обратим внимание лишь на один пункт программного разложения церкви:

«Поручить ОГПУ повести работу среди сектантства по линии их классового разложения» (22. 11. 1924 г.).

В среду братства ЕХБ внешние внедрили принцип ограниченного допуска в члены церкви: крестить рабочих и крестьян — можно, но если кандидат в члены церкви в прошлом был купцом или аристократом — нельзя, иначе лишат регистрации.

Созидание церкви по «классовому признаку» разрушало её духовную сущность — быть Телом Христа в котором: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

В заявлении 3-й Московской общины баптистов во ВЦИК РСФСР по случаю отнятого молитвенного помещения написано:

«Отсутствие в составе Общины буржуазных элементов может служить полным доказательством того, что в этой церкви не собираются люди, держащиеся за религию и поддерживающие её из туго набитого кошелька ради легальной оппозиции Советской власти» (28.11.1928 г.).

Иван Вениаминович Каргель в 1931 году писал Я. И. Жидкову:

«Я объясню вам из-за чего не смею подписать предложенных мне анкет… Она вся дышит духом нашего времени. Она хочет раскрыть, кто ты был, милый мой, до твоего духовного возрождения, да кто были твои родители. Если случайно отец твой был торговец или ты сам, уже твое членство потеряло всякую цену, как бы ты не был теперь отданным Господу; и ужас для тебя, сын, если твой отец был офицером в прошлых войсках, но наоборот, блажен ты, если случилось, что отец твой был в Красной Армии. Но ещё горе бесконечное, если родители твои или ты сам были помещиками. Это грех непростительный. Несчастный ты член такой Евангельской общины.

Я вас спрашиваю пред лицом Божьим: эта ли та Церковь, о членах которой Глава Церкви говорит: даже если у кого прежде были грехи и гнусные дела, «грехов их и беззаконий не вспомяну более» (Евр. 8. 12)?»

Общины ЕХБ в 20-е годы быстро росли, но не только за счёт благовестия. «Рост» общин в значительной мере был искусственным, новые «братья» далеко не всегда соответствовали эталонам святости.

«Безбожники фиксировали факты «обмирщения» общин для того, чтобы подчеркнуть эффективность своей деятельности и именно ею объяснить последующий распад религиозных общин, над организацией которого лихорадочно трудилась

Антирелигиозная комиссия.

«Церковь стала предаваться измене, её разрушали изнутри…

Кроме всего прочего в 20-е годы произошло обновление состава общин ЕХБ, в которых верующие старшего поколения, выстоявшие в суровых условиях царских преследований, уже составляли незначительную долю и не могли определять общую атмосферу в общинах.

Зато росла доля сторонников «удобного христианства», так называемых «экономистов», которые редко посещали собрания, формально, без всякого благоговения читали Слово Божье, и не проявляли миссионерской ревности. «Снизу» шёл сильный поток, размывающий жесткие границы веры и организации ЕХБ, толкающий её к сближению с сугубо земными заботами» (Л. М. Митрохин «Баптисты в Советском обществе» с. 10)

В 1923—24 гг. началась вербовка служителей для «более влиятельного осведомления». Церковь численно росла, но в её недрах через вовлечённость в сотрудничество с государством незаметно, но неудержимо, как раковые клетки, росло внутреннее разложение.

Факт господства внешних в духовных делах признал И. С. Проханов в заявлении в ЦИК СССР в декабре 1927 года, когда начались повсеместные стеснения, штрафы верующих за миссионерскую деятельность: «Последних два Всесоюзных Съезда ев. хр. — 9 и 10-й в 1923 и 1926 гг. были проведены по заранее утвержденной центральной властью программе. И хотя евангельские христиане в своих убеждениях, являясь вполне лояльными гражданами Советской Власти, в то же время чужды всякой политики, но все же по тем или иным причинам им приходилось на своих Всесоюзных съездах обсуждать своё отношение к Советскому Государству и военной службе, хотя этот вопрос и политического свойства.

А посему для проведения этого вопроса в практике местных общин — приходится об этом говорить и выносить решения на местных съездах.

Также обстоит дело и с экономическими вопросами. Они были в повестке и обсуждениях Всесоюзных съездов, как 9-го, а также и 10-го по вполне понятным причинам. (…) И конечно, раз это проведено Всесоюзными Съездами, то на местах евангельские христиане должны также иметь возможность говорить об этом на своих съездах и собраниях и выносить соответствующие постановления». (ГАРФ, ф. 5263, оп. 2, д. 5, л. 92-104)

Съезды «проведены по заранее утвержденной центральной властью программе»?! Кто же тогда управлял церковью? Как смотрел на это Господь — её Глава?! Свободная церковь ЕХБ в начале 20-х годов была неприступной для мира крепостью и была подобна орлу, парящему в недосягаемых высотах.

Но, к сожалению, к концу 20-х годов евангельские союзы стали «орлами в клетке», их уловили в сети сотрудничества. Церковь утратила независимость, стала как крепость без стен, как разорённый виноградник без ограды, как осаждённый город (Ис. 1, 8). Нагрянули репрессии, а церковь оказалась незащищенной.

Поставленная цель её внутреннего разложения, проводившегося терпеливо и методично, была достигнута…

во-первых, через обольщение верующих законодательными привилегиями, чтобы вовлечь церковь в решение гражданских, политических, экономических и социальных вопросов;

во-вторых, через внедрение в братство «солидно поставленного влиятельного осведомления» и вербовку служителей, запутавшихся в сетях ГПУ—НКВД—КГБ.

С 1905 года эти горькие корни неевангельского домостроительства, стали насаждаться на поле евангельского движения в России, что и способствовало разложению братства.

Поэтому Господь попустил в нашей стране, которая занимает одну шестую часть суши и является могущественной сверхдержавой, совершить безумный эксперимент построения атеистического государства, отчего пришло в упадок общество, а церковь духовно растлилась.

Гонения в ту пору достигли наивысшего накала. Народ Божий оказался неподготовленным, разрозненным. Если бы милость Божья не коснулась всех нас, если бы Он не достучался до наших сердец, то, повторяю, многих молодых христиан сегодня здесь не было.

И теперь служители наши, почти всю сознательную жизнь проведшие в узах, не имеющие никакого стажа, кроме тюремного, с радостью могут благословлять молодое наследие на бескомпромиссное следование за Господом.

Реклама
Запись опубликована в рубрике ВСЕХБ, История, КГБ, СССР, баптисты с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s