«О деятельности религиозных групп пятидесятников» Циркулярное письмо Совета по делам религиозных культов при СМ СССР №4-112с


31 мая 1957 г.

Совет по делам религиозных культов рассмотрел материалы
Уполномоченных, характеризующие имевшее место оживление во многих
районах областей и республик религиозной деятельности
незарегистрированных групп пятидесятников, которая особенно активно
была проявлена ими во второй половине 1956 года и в начале текущего года.
Верующие христиане евангельской веры или, так называемые,
пятидесятники, в августе 1945 года, как известно, добровольно объединились
с евангельскими христианами-баптистами и вошли в их Всесоюзное
объединение — ВСЕХБ. На основании этого соглашения пятидесятники стали
объединяться с обществами ехб, но процесс этого объединения почти
повсюду затянулся. Объясняется это тем, что объединение во многих случаях
встретило на местах противодействие со стороны некоторых руководителей
пятидесятников. Неприсоединившиеся к обществам ехб пятидесятники
разбились на многочисленные мелкие группы. Деятельность их в этот период
была законспирирована и внешне она была мало заметной.

Однако, начиная со второй половины 1955 года, стало наблюдаться
некоторое усиление религиозного оживления среди пятидесятников, а в 1956
году деятельность пятидесятнических групп заметно усилилась. Многие из
них вышли из конспирации и стали действовать открыто — в явочном
порядке. Это оживление особенно проявилось в ряде областей УССР
(Сталинская, Житомирская, Кировоградская. Днепропетровская, Винницкая,
Волынская, Ровенская), в Белоруссии (Брестская, Могилевская,
Молодечненская, Гродненская), а также в ряде областей РСФСР
(Московская, Саратовская, Омская области, Краснодарский край и др.), в
Киргизии, Узбекистане, Молдавии, на Кавказе и т.д., где повсюду произошло
открытое проявление активной деятельности пятидесятнических групп.
Число действующих в явочном порядке пятидесятнических групп в
1956 году резко возросло. Одновременно с проявлением своей деятельности
пятидесятники стали весьма настойчиво добиваться регистрации своих групп
и организации религиозного центра и, несмотря на прямой отказ им в этой их
необоснованной просьбе, многие из них продолжали активно действовать,
стремясь усилить свою пропаганду и возобновить недозволенные советским
законодательством о культах формы религиозной деятельности.

В этот период они вновь стали открыто проводить во многих местах
свои молитвенные собрания в домах верующих с проявлением известных
догматических особенностей, присущих пятидесятникам. Кроме того, в этот
же период пятидесятники стали активно вести религиозную пропаганду
специально среди молодежи, стремясь оторвать ее от участия в
общественной, культурной и политической жизни. В целях вербовки в свою
секту новых членов, пятидесятники развернули также разложенческую
работу среди верующих зарегистрированных в установленном порядке
обществ ехб и асд, а также и среди некоторой части окружающего населения.
Одной из основных причин, вызвавшей активизацию пятидесятников,
следует считать то обстоятельство, что возвратившиеся из мест заключения
бывшие их руководители (Бидаш, Левчук и др.) развернули усиленную
агитационную и организационную работу за выход бывших пятидесятников
из обществ ехб с целью организации своего самостоятельного, отдельного от
ВСЕХБ, религиозного центра пятидесятников, при этом они распространяли
ложные сведения среди рядовых верующих о том, что, якобы, добьются
разрешения на организацию своего религиозного центра и т.д. Проводимая
Бидашем и его сторонниками активная деятельность далеко не везде была
своевременно замечена Уполномоченными Совета и только после того, как
оживление пятидесятников приняло известные размеры, Уполномоченные
обратили на это свое должное внимание и стали боле подробно
информировать Совет и местные руководящие органы о значительной
религиозной активности пятидесятников.

Только после того, как в этом отношении были приняты
соответствующие меры, деятельность пятидесятников во многих местах в
некоторой степени уменьшилась. По имеющимся в Совете сведениям, часть
верующих, перешедшая в свое время под влиянием агитации Бидаша и его
сторонников из обществ ехб в фактически действующие группы
пятидесятников, вновь возвратилась в общества ехб, другая же часть
верующих, наиболее фанатично настроенная, стремится проводить свою
деятельность скрытно.

Информируя своих Уполномоченных по вопросу о состоянии и
деятельности фактически действующих религиозных групп пятидесятников,
Совет по делам религиозных культов обязывает Уполномоченных:
1. Не ослабляя своего внимания к деятельности других культов,
продолжать и впредь усиленно наблюдать за деятельностью
пятидесятников и не упускать ее из поля своего зрения. Необходимо
более настойчиво выявлять пятидесятнические группы, их
руководителей и актив, и своевременно представлять об этом
информации в местные руководящие органы и в Совет. Информация
по этим вопросам должна быть достаточно конкретной и основана на
тщательном изучении деятельности пятидесятников с тем, чтобы
местные органы при помощи такой информации могли проводить
среди верующих более действенные мероприятия в части научно-
атеистической пропаганды и культурно-просветительной работы.
2. В своей работе, связанной с пятидесятниками, Уполномоченные
должны особое внимание уделять изучению деятельности их
организаторов и руководителей. Такое изучение будет способствовать
более быстрому выявлению их политического настроения и лояльности
к государству.

3. При изучении деятельности пятидесятнических групп следует
учитывать возможность применения ими новых форм и методов
деятельности с целью большей конспирации ее. О выявленных таких
формах Уполномоченные должны незамедлительно сообщать Совету и
в руководящие областные и республиканские органы.

4. В своей работе по сбору сведений о деятельности пятидесятников
Уполномоченные должны использовать все доступные им средства и
возможности, в том числе и проводимые Уполномоченными приемы
служителей культов и верующих.

5. В отношении тех лиц из религиозного актива пятидесятников, которые
проводят активную религиозную пропаганду среди населения и
нередко используют религиозные убеждения верующих с целью
создания среди них нездоровых настроений по отношению органов
власти, руководствуйтесь письмом Совета от 25-30 августа 1956 года
№5-109с 10.

И.о. Председателя Совета
по делам религиозных культов
при Совете министров СССР В.И. Гостев

Реклама
Запись опубликована в рубрике Документы, История, пятидесятники с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s