Докладная записка о фактах, свидетельствующих об активизации в отдельных местах религиозной деятельности со стороны сектантских религиозных обществ и групп, а также о нарушениях законности о культах в 1956 г. №183


15 февраля 1957 г.

Секретно

В 1956 году отмечено некоторое усиление религиозного оживления среди
сектантских культов. Особенно заметно это оживление проявилось в группах
хве и меннонитов, а также в обществах и группах ехб, асд и частично у
старообрядцев.

Религиозное оживление проявлялось в различных формах, но наиболее
характерными из них являются следующие:
а) образование новых групп верующих, действующих в явочном портов;
б) настойчивые ходатайства незарегистрированных групп верующих с
целью добиться своей регистрации;
в) усиление религиозной пропаганды;
г) более частые случаи нарушения советского законодательства о
культах.

Одним из подтверждений усиления оживления религиозной
деятельности среди сектантства является количество поступивших в Совет и
его Уполномоченным ходатайств, заявлений, жалоб от групп верующих с
просьбой, а иногда и прямо с требованием зарегистрировать их и открыть в
отдельных местах молитвенные дома.

Всего за истекший год в сравнении с 1955 г. поступило в Совет
заявлений об открытии молитвенных домов, которыми занимается отдел:
1955 г. 1956 г.

Старообрядцев всех толков                               80         63
ехб                                                                          78       129
пятидесятников                                                    8       101
молокан                                                                   5          9
а с д                                                                          1           9
меннонитов                                                            —          1
прочих                                                                    1            2

Поступившие в 1956 году заявления о регистрации групп и открытии
молитвенных домов в сравнении с 1955 годом дают общее увеличение более чем на
180 %. Наибольшее количественное увеличение этих заявлений поступает от
пятидесятников и ехб.

Следует отметить, что некоторые заявления являются повторными и
поступают от одних и тех же групп. Это обстоятельство еще больше
свидетельствует о возросшей активности верующих и об их настойчивости,
которую они проявляют в этом даже тогда, когда имеется решение Облисполкомов
и республиканских Советов Министров и Совета по делам религиозных культов об
отклонении их ходатайств.

Незарегистрированные группы верующих в своем стремлении быть
узаконенными (зарегистрированными), проявляют большую настойчивость,
апеллируя на решения местных руководящих советских органов власти и на Совет
в высшие государственные, правительственные, партийные органы и в
Прокуратуру СССР.

При этих апелляциях верующие ссылаются на нарушения законодательства
о культах: Конституции СССР, Постановления ЦК КПСС и указаний т. Хрущева,
допускаемые, якобы, местными руководящими областными и республиканскими
органами власти и Советом по делам религиозных культов. Например, группа ехб,
действующая в г. Чугуеве Харьковской области, ходатайствует о своей
регистрации с 1949 г. Облисполком отказал ей в регистрации. Группа с тех пор
многократно жалуется на решение Облисполкома в Совет по делам религиозных
культов, а затем на Совет пишут жалобы в ЦК КПСС, в Верховный Совет
Украинской ССР и Верховный Совет СССР. Представители этой группы добились
приема их тов. Ковпаком.

Группа ехб в селе Гордиевка Житомирской области, не получив
разрешения на регистрацию в Облисполкоме и в Совете, обратилась с
заявлением о регистрации в ЦК КПСС на имя т. Хрущева, жалуясь на Совет.
Группа ехб в г. Кировограде в своем заявлении на имя Прокурора Союза
ССР жалуется, что Совет по делам религиозных культов не удовлетворяет их
законную просьбу о регистрации и открытии молитвенного дома.
Группа хве в г. Александрии Кировоградской области в жалобе на имя т.
Булганина упоминает, что Совет отказал в регистрации и просит дать указание
зарегистрировать её.

Примеры подобной активности и настойчивости групп верующих могут
быть при необходимости увеличены во много раз.
Но верующие, ходатайствуя о своей регистрации и открытии
молитвенных домов, не ограничиваются только тем, что присылают
письменные заявления и жалобы по почте.

Часто они посылают в высшие правительственные и партийные органы и
в Совет своих представителей и даже делегации по 3-5 человек, которые с
большой энергией к настойчивостью стремятся добиться регистрации, ссылаясь
при этом и на Декрет, подписанный В.И. Лениным, и на законодательство о
культах, и на Конституцию СССР, и на известное Постановление ЦК КПСС, и
речи т. Хрущева.

В 1956 году по вопросам регистрации и открытия молитвенных домов в
отделе было более 100 приемов, в том числе: от ехб — 62, от старообрядцев — 18,
от пятидесятников и прочих — 20 приемов.

Наряду с настойчивыми стремлениями узаконить свое существование и,
несмотря на отказ в регистрации и в открытии молитвенных помещений, группы
верующих в большинстве случаев продолжают фактически существовать и
действовать в явочном порядке без регистрации, нарушая тем самым
законодательство о культах.

Наиболее число таких групп составляли в 1956 г. группы
пятидесятников. По неполным данным на территории только одной Украины в
1956 году имелось не менее 600 таких действующих групп с число верующих
примерно до 12 тысяч человек.

Дислоцируются они в таких областях, как Днепропетровская — 28 групп,
охватывающих до 700 чел. Волынская — 204 группы, в которых имеются до
2000 чел., Винницкая — 61 группа, с числом верующих до 2500 чел.,
Кировоградская — 43 группы, имеющих около 800 чел., Сталинская — 23 группы, с
числом верующих до 700 чел., Житомирская — 46 групп, имевших более 1000
чел. и так далее.

При этом следует иметь в виду, что это относится не только к группам
пятидесятников, действующих в областях УССР. Такую настойчивость проявляли
и группы ехб, асд и старообрядцы, действующие во многих областях РСФСР
(например, в Омской, Кемеровской), в Белоруссии, в Молдавии и в других
местах.

Имевшее место в 1956 году некоторое усиление оживления религиозной
деятельности сектантских культов проявлялось не только в настойчивом
стремлении фактически действующих групп верующих быть зарегистрированными
и в безразличном отношении этих групп к фактам отказа им в регистрации.
Оживление в известной степени проявилось и в усилении религиозной пропа-
ганды, как со стороны обществ, так и групп верующих.

Как известно, практическая деятельность обществ и групп верующих не
ограничивается только отправлением культа, а направлена и на дальнейшее
пополнение своих рядов за счет вербовки новых членов.

Если в таких культах, как старообрядчество всех толков, молокане, эта
«работа» верующими проводится среди членов своей семьи, и, главным образом,
среди подрастающего поколения, и практически в этих культах рост верующих
весьма ограничен и фактически он мало заметен, то в сектах ехб, хве и асд
рост числа членов происходит за счет вербовки среди наиболее отсталой
части всех слоев населения, легко поддающейся их пропаганде, путем
вовлечения новых последователей в состав т.н. приближенных и подготовки их
к водному крещению. Следовательно, количество лиц, принявших водное
крещение, является показателем результатов религиозной пропаганды
сектантов и всей работы по увеличению своих рядов.

В этом отношении показательны цифровые данные о верующих, принявших
водное крещение в обществах ехб.

Так, например, по имеющимся данным, на Украине в 1955 году приняли
водное крещение 1876 чел., а в 1956 г. по тем же обществам по неполным
сведениям приняли крещение — 2328 чел.

В Молдавии в 1956 году крещено 324 чел., а в 1956 году — 444 чел. При этом
надо учесть, что вовлечение в секты новых последователей путем водного
крещения проводится и в группах, действующих в явочном порядке.

Приведенные цифры наглядно говорят, что религиозная пропаганда в 1956
году была усилена и дала сектантам увеличение новых последователей.

В каких же конкретных формах проявилось усиление религиозной
пропаганды в 1956 году? Произведенный анализ имеющихся в Совете материалов
показывает:
1. Сектанты во многих случаях открыто возобновили такие формы
религиозной пропаганды, которые запрещены не только советским
законодательством о культах, но и не рекомендуются соответствующими
религиозными центрами, а именно: ведение религиозной пропаганды за пределами
молитвенных зданий среди молодежи, организация в отдельных обществах ехб
разного рода кружков, например, молодежи, струнные оркестры и др.
2. В некоторых обществах начали проводить более торжественные
богослужения, вводя в них элементы театрализации — чтение религиозных стихов,
декламация^ привлечение к этому детей и молодежи. Приглашение на
богослужения гостей из других обществ и групп, с устройством трапез и т.д.
3. В 1956 году в ряде обществ ехб, и групп ехб, асд, хве и меннонитов,
расположенных в различных районах, стало проявляться стремление к проведению
объединенных молитвенных собраний или к приглашению на молитвенные
собрания одного общества или одной группы представителей верующих других
религиозных обществ и групп.
4. С целью популяризации организации церковных хоров, сектанты стали
практиковать разъезды по обществам хорошо организованных церковных хоров, с
выступлением их на богослужениях

Об этом могут свидетельствовать следующие факты, поступившие в Совет от
Уполномоченных Совета.
1. Пресвитер общества ехб в г. Осинников (Кемеровская обл.) в «день
жатвы» и «единения», а также и в другие религиозные праздники устраивает
торжественные богослужения с приглашением гостей из обществ других
городов и с организацией в молитвенном доме трапез.
При этом организуются чтения стихотворений и выступление музыкальных
номеров.
2. Пресвитер общества ехб в г. Куйбышеве Клеменко организовал
богослужение в сопровождении струнного оркестра из 40 чел. и баяниста,
завлекая тем самым на молитвенные собрания массу людей, в том числе и
молодежь.
3. В обществах ехб, расположенных в Могилевской и Минской областях,
проводились совместные объединенные молитвенные собрания нескольких
обществ с участием хоров и с устройством трапез.
4. В обществе ехб в г. Минске по инициативе ст. пресвитера Чечнева
устраивали молитвенные собрания в сопровождении музыки, декламации и чтением
религиозных стихотворений.
5. В обществах асд в г. Ростове быв. ст. пресвитер Мацанов и в Харькове
пресвитер Ермоленко организовывали молитвенные собрания с музыкальным
сопровождением, чтением и декламациями стихотворений и с трапезами;
разъезды хора по другим обществам и устройство торжественных богослужений
в них.

В обществе асд в Москве была сделана попытка организовать
богослужение в сопровождении чтения стихотворений, мелодекламацией
религиозных произведений и придание богослужению характера религиозного
концерта.

Все это в значительной мере было рассчитано на привлечение
молодежи.

Придание богослужениям торжественности, привлечение к участию в
богослужении детей и молодежи, выступление их с чтениями стихотворений и с
декламацией, устройство трапез также практикуется во многих группах
пятидесятников и в отдельных обществах молокан. Например, в обществах
молокан в г. Кишиневе и в г. Бендеры организовывали связь с обществом’ молокан
в г. Тбилиси (Ремизов), а после этого стали проводить помпезные
богослужения, с участием молодежи в службе и с устройством трапез.
Сектанты стремятся как можно шире проводить религиозную пропаганду среди
молодежи, что видно из следующих данных:
Так, если в 1955 году на Украине было крещено в обществах ехб 474 чел.
молодежи, то в 1956 году в тех же обществах крещено 851 чел. молодежи, т.е.
больше, почти на 180 %.

В Белоруссии в 1955 году было крещено ехб молодежи 79 чел., а в 1956
году 148 чел., что составляет увеличение почти на 200 %.

В Молдавии к общему числу крестившихся молодежь составляет 54 %.
В некоторых обществах пресвитеры, нарушая законодательство о культах,
призывают верующих проводить работу по вовлечению новых лиц в религиозное
общество. Например, пресвитер общества ехб в Кемерово и проповедники в своих
проповедях открыто призывают верующих проводить религиозную пропаганду вне
молитвенного дома, среди своих знакомых и родных, приводить их на
молитвенные собрания для того, чтобы они познали «истину Христову».
В обществе ехб в г. Гомеле пытались организовать молодежь для встречи
нового года отдельно от других верующих, с расчетом привлечь на этот
молодежный вечер неверующую молодежь.

В обществе ехб в Клинцах Брянской области один из отлученных
активистов организовал молодежь для встречи Нового года с выступлением детей
и с устройством обеда и чаепитием.

В обществе ехб в г. Белгороде в проповедях верующие призывались к
усилению проповеднической деятельности среди молодежи и детей школьного
возраста.

Кроме того, нарушения советского законодательства о культах со стороны
религиозных обществ и групп выразились не только при ведении религиозной
пропаганды. Эти нарушения имеются и в других случаях деятельности сектантов.
Наиболее характерными из них это случаи самовольного строительства
молитвенных помещений или самовольная перестройка старых молитвенных домов с
целью увеличения их площади. Кроме того, известны факты самовольной перемены
адресов молитвенных домов. Так, снятый с регистрации бывший Уполномоченный
ВСАСД» по Украине Мельник под видом капитального ремонта жилого дома
самовольно построил в гор. Киеве культовое здание. Тот же Мельник, купив в
г. Белая Церковь жилой дом, самовольно переоборудовал его под молитвенный
дом для общества асд в г. Белая Церковь. Мельник манкировал также передачу в
ВСАСД — Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня.

фонд местных коммунальных управлений помещения, которые ему удалось
оборудовать под молитвенные дома.

Общество старообрядцев в г. Борисове самовольно переехало в другой
дом без ведома Уполномоченного Совета. Затем, это же общество начало
самовольно строить новый молитвенный дом.

В Кулебяках общество ехб, самовольно сняв в аренду недостроенное
строение, переделало его под молитвенный дом.

Не единичны случаи и такого нарушения со стороны общества и групп,
когда дом покупается на подставное лицо из числа верующих, а затем
заключается с ним фиктивный арендный договор.

В 1956 году имелись отдельные случаи, когда в помещениях молитвенных
зданий велись разговоры антисоветского характера. Такой факт отмечен,
например, в религиозном обществе ехб в г. Воронеже. Здесь некоторые
члены общества позволяли себе на молитвенных собраниях высказываться за
одобрение агрессивных действий Израильского государства.

В группе асд в г. Кемерово руководитель Данильсон на молитвенных
собраниях истолковывает важные политические события, происходящие внутри
нашего государства и за рубежом, как, якобы, подтверждающие исполнение
священного писания.

В группе «пятидесятников» в гор. Прокопьевске руководитель Пугач на
молитвенных собраниях допускает антисоветские суждения и проводит среди
верующих работу, направленную на отрыв их от общественной жизни.
Помимо этого, в зарегистрированных обществах ехб происходят раздоры
между отдельными группами верующих, которые способствуют активизации
деятельности последних и ведут к нарушениям советского законодательства о
культах.

Помимо возобновления старой борьбы между ехб и пятидесятниками,
вошедшими в свое время в общества ехб под влиянием возвратившихся из ИТЛ
руководителей хев, Бидаша и др., в среде обществ ехб возродилось новое
течение т.н. «чистых» или «старых» баптистов.

Последнее также повело к активизации всей религиозной деятельности
обществ ехб, выход из последних «чистых» баптистов и образование групп,
проводящих отправление культа в явочном порядке.

Так, из общества ехб в г. Сума вышло более 100 чел., которые образовали
группу «чистых» баптистов, из общества ехб в г. Харькове вышло 250 чел. и т.д.
Наиболее широкое распространение это религиозное течение имело в
Сталинской, Харьковской областях, Краснодарском крае и в ряде других
областей.

Руководителями этого течения являются возвратившиеся из ИТЛ
Дзюбанов, Литвиненко и др.

По этому вопросу отдел подал в Совет в свое время докладную записку.
О фактах нарушения законодательства о культах
местными работниками

Случаи нарушения советского законодательства о культах и
администрирование со стороны отдельных местных работников имели место в
1956 году:
1. В Пружанах Гомельской области зам. председателя колхоза Дайнеко,
член правления колхоза Миходок, учитель школы, инструктор райкома и
секретарь сельсовета неоднократно устрагивали бесчинства на молитвенных
собраниях группы ехб, при этом они заявляли верующим, что и впредь будут
продолжать мешать верующим собираться молиться, пока они (верующие) не
прекратят устраивать свои богослужения.
2. В с. Хуторы Черкасской области во время богослужения в молитвенном
доме ехб зашли председатель колхоза т. Волочай A.A., агроном колхоза т.
Глушко В.Е. прервали богослужение, угрожая верующим.
3. Репкинский райисполком в Черниговской области чинит препятствия
верующим зарегистрированного общества ехб совершать водное крещение.
4. В Днепропетровском районе местные сельсоветы запрещали
зарегистрированным обществам проводить обряд водного крещения.
5. Председатели горсоветов в городах Изюм и Лозовая Харьковской области
без всякого основания не разрешали проводить религиозным обществам ехб водное
крещение. То же самое имело место в г. Харцызске Сталинской области в
отношении общества асд.
6. Народный судья Генического района Херсонской области, разбирая
судебное дело верующей о разводе с мужем, наносил ей оскорбления, как
верующей, называя ее «штундой».
7. В Октябрьском районе г. Киева религиозное общество ехб
подыскало себе по арендному договору в этом же районе в хуторе Новки
частное домовладение и возбудило ходатайство перед Уполномоченным
разрешить произвести перерегистрацию адреса.
Учитывая, что это общество включено в список объектов, посещаемых
иностранцами, Уполномоченные Совета т.т. Олейников и Вильховой разрешили
обществу переехать в другой дом. Совет тоже дал согласие. Однако секретарь
горкома партии т. Шевеля Г.Г. и райисполком воспротивились этому, и
стали к обществу применять административные меры, чиня препятствия,
несмотря на данные Уполномоченным объяснения.
8. Уполномоченный Совета т. Панасенко (Брянская обл.) потребовал от
пресвитера общества ехб в г. Клетне, чтобы он прекратил посещения
верующих по их приглашениям, а от ст. пресвитера потребовал, чтобы он
запретил молодежи до 18-летнего возраста посещать молитвенные собрания.
9. Уполномоченный Совета т. Стаховский (Черниговская обл.) на
приеме ведет беседы с верующими и со служителями культа не как
Уполномоченный Совета, а как следователь.

В ы в о д ы :
1. В 1956 году отмечено усиление религиозной деятельности среди
сектантских обществ и групп.

Религиозность сектантов остается высокой. Систематически и в разных
формах усилилось оживление религиозной пропаганды. В 1956 году стали
чаще применяться запрещаемые законодательством формы религиозной
пропаганды (работа специально с молодежью, пропаганда религии за
пределами молитвенного дома, организация более торжественных
богослужений с приданием им театрализации и т.д.). Усилилось привлечение
к участию в совершении богослужений молодежи, выступление ее с чтением
духовных стихов и декламаций религиозных произведений. Религиозные
общества и группы чаще стали устраивать совместные богослужения,
трапезы и т.д. Однако следует отметить, что основной формой религиозной
пропаганды ехб среди обществ остается метод индивидуальной беседы,
начинается с простого знакомства с неверующим и приглашением его
посетить молитвенное собрание религиозного общества баптистов.
В отношении лиц, намеченных к вербовке, баптисты проявляют
особую задачу, стараясь умело использовать всякого рода жизненные и
личные переживания отдельных лиц.

Отмеченное выше усиление оживления религиозной деятельности и
проявляющаяся активность незарегистрированных групп — продолжают свою
деятельность и после отказа в регистрации их — находится в связи с
происшедшим за последнее время в стране общим укреплением
социалистической законности и опубликованием известного постановления
ЦК КПСС от 10/Х1-54 г. Это положение сектанты во чтобы то ни стало
стремятся использовать в свою пользу, неосновательно требуя зачастую по
отношению к себе соблюдения законности, толкуя это для себя в отдельных
случаях расширительно и произвольно. Последнее прямо относится к
ведению ими недозволенных форм религиозной пропаганды.

2. В 1956 году имели место отдельные случаи нарушения
законодательства о культах и проявление администрирования со стороны
некоторых местных работников, а также отдельных Уполномоченных
Совета.

Предложение: На основе материалов, изложенных в настоящей
докладной записке, составить циркулярное письмо для соответствующих
Уполномоченных Совета и обратить внимание ВСЕХБ на принятие мер с его
стороны по прекращению нарушений, допускаемых в зарегистрированных
обществах.

Заведующий отделом Кольцов

Реклама
Запись опубликована в рубрике Документы, История с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s