Запись приема в Совете по делам религиозных культов при СМ СССР епископа союза христиан веры евангельской Бидаша А.И. и сопровождавших его лиц


13 октября 1956 г.

Бидаш, прибывший из Пятихатки, отрекомендовался епископом союза
ХЕВ, а Левчук и Романенко — пресвитерами из Киева и Николаева.
После взаимных приветствий т. Задорожный спрашивает у Бидаша,
какие имеются у него вопросы к Совету, которые он желает выяснить и
разрешить.
Бидаш: То, что привело нас в Совет, изложено в нашем послании на
имя И.В. Полянского, которое мы подали вчера — 12 октября. Я повторю это
на словах: верующие члены нашей церкви (ХВЕ) обращаются к нам и требуют
от нас, служителей, чтобы мы ходатайствовали, добивались и получили
разрешение на проведение самостоятельных богослужений нашей церкви,
хотя бы в молитвенных домах ехб, как это делают в некоторых местах
субботники. Проводить объединенные, совместные молитвенные собрания с
ехб мы не можем, в виду резкого расхождения между учением хве и ехб.
Мы считаем, что имеем право на это, так как и Конституция СССР, и
декрет, подписанный в 1918 году В.И. Лениным, и выступления Н.С.
Хрущева — дают право на свободное отправление религиозных культов.
На основании этого мы просим Вас разрешить нам проводить
богослужения так, как мы веруем, а не так, как нам диктуют евангельские
христиане-баптисты.
Подписанное в 1945 году соглашение между двумя союзами — ВСЕХБ и
ХВЕ, не охватило всех вопросов, связанных с вероучением членов нашей
церкви. По этой причине многие верующие хве не вошли в это объединение,
а многие из числа вошедших пятидесятников в общества ехб вскоре вышли
из этих обществ после объединения с ними. Сейчас общее число наших
верующих составляет по всему Советскому Союзу около ста тысяч человек.
На мое заявление и на заявление других служителей нашей церкви и
верующих об открытии молитвенных домов для верующих нашего союза
ответили отказом, ссылаясь на то, что у некоторых наших верующих во
время богослужений проявляются ненормальности. Мы, священнослужители
хве, берем на себя полную ответственность за эти ненормальные явления и
обязуемся вести воспитательную работу среди этих людей, и довести до
полного прекращения всех этих признаков, которые допускаются
отдельными верующими.
Мы просим Совет собрать священнослужителей ХВЕ на совещание и
выслушать их просьбы. От каждой республики надо бы пригласить хотя бы
по одному священнослужителю, а от больших республик — по два человека.
Мы просим, чтобы разрешили восстановить союз хве и считаем, что
справедливость и советское правосудие должны восторжествовать, так как
ВСЕХБ грубо нарушил московское соглашение об объединении двух
религиозных течений в СССР, как то: Союза хев с Союзом ВСЕХБ (имеется в
виду догматические основы пятидесятников, которые в обществах ехб
запрещаются).
Романенко: Меня уволили с работы по доносу старшего пресвитера
ЕХБ, который сообщил обо мне в МГБ , что я во время ревизии одного завода,
как бухгалтер-ревизор, был на квартире у одной нашей верующей и
беседовал с ней на религиозные темы.
У нас имеются серьезные догматические расхождения с ВСЕХБ и мы
не можем быть вместе. Мы просим, чтобы нам разрешили молиться по нашей
вере.
‘ МГБ — Министерство государственной безопасности.
Задорожный: Вы здесь, определяя число ваших верующих, назвали
цифру в 100.000 человек. Как Вы определили эту цифру при подсчете
количества верующих хве?
Бидаш: Я думаю, что последователей нашей веры имеется даже больше
ста тысяч. Определяю я эту цифру так: сейчас из общего числа
объединившихся с ехб не менее трех четвертей вышло из обществ ехб и
молится отдельно. Например, в Одессе сейчас вышли из общества 500
человек хве, что составляет примерно 3/4 верующих; в Николаевской области
тоже такая картина.
Левчук: В Киевской области тоже не менее % верующих вышли из
обществ ехб и молятся отдельно по нашей вере.
Романенко: На днях мы были во ВСЕХБ и заявили им, что мы не
против объединения, но мы хотим молиться отдельно от них, как это делают,
например, субботники.
Левчук: Нас изгоняют из молитвенных домов ехб. Мне не дали
выступить в Киевском обществе, велели стоять у дверей, потому что я
заявил: «Я к вам сейчас пришел таким, каким я был в 1946-1948 гг. Я не
изменил своей веры».
Задорожный (к Бидашу): У Вас под посланием имеются такие подписи,
как, например, «пресвитер Молдавии Формузала». Что это за сан? Является
ли Формузала пресвитером по всей Молдавии или только одного общества, а
если Вы его считает пресвитером по всей Молдавии, то кто, когда и где дал
ему полномочия на такой сан?
Бидаш: Его никто не избирал пресвитером Молдавии, мы сами его так
называем, поскольку он живет в Молдавии.
Задорожный (к Бидашу): У Вас в послании имеется подпись 26 лиц. Вы
их всех видели и знаете ли всех их лично?
Бидаш: Нет, я их не всех видел, так как из 26 подписавшихся в
Харькове, на совещании были только первые 15 человек, а остальные 11
человек в разное время, после совещания, приезжали ко мне в Пятихатку и
подписывались, но я их не всех видел, потому что иногда кто-нибудь из них
приезжал, но меня не заставал дома и поэтому подписывал послание без
меня. Мы еще раз просим Совет собрать наших священнослужителей и
послушать через них наш народ, т.е. последователей хве.
Я, заявил Бидаш, не против объединения с ВСЕХБ. Но я за такое
единство, которое не ущемляло бы наших прав. Я стоял, стою и буду стоять
только за такое объединение с Союзом ехб.
Романенко: Мы не против объединения. Но у нас серьезные
расхождения по догматическим вопросам с баптистами.
Левчук: Мы просим Совет собрать наших священнослужителей, хотя
бы по одному от каждой республики, а от больших республик по два
человека. Московское соглашение первым нарушил ВСЕХБ, потом они стали
притеснять наших братьев и сестер, стали нас притеснять и преследовать.
Задорожный, резюмируя ход беседы, разъяснил Бидашу и
сопровождавшим его лицам существующее законодательство о религиозных
культах, а также предусмотренный законом порядок открытия молитвенных
домов. Тов. Задорожный обратил внимание Бидаша и его спутников, Левчука
и Романенко, на то, что они, являясь последователями вероучения секты хве
и желая организовать самостоятельный союз этой секты, не могут выступать
перед Советом или каким-либо другим государственным органом с
полномочиями от имени всех верующих пятидесятников, так как такового
полномочия им никто не давал, а они сами произвольно выступают в
качестве организаторов среди верующих, разъезжая с этой целью по
отдельным городам и населенным пунктам УССР, где имеются верующие
пятидесятники, среди которых распространяется послание Бидаша,
призывающее верующих к ходатайствам об открытии самостоятельных
религиозных обществ пятидесятников и к выходу из обществ ехб тех
верующих христиан веры евангельской, которые объединились с ними,
согласно состоявшегося в 1945 г. Московского соглашения об объединении
двух союзов. Бидашу, Левчуку и Романенко было также дано разъяснение о
том, что они могут говорить о нуждах верующих пятидесятников, но только
в отношении тех населенных пунктов, где постоянно проживают, как эти
верующие, так и они сами, т.е. Бидаш, Левчук и Романенко, которые должны
иметь еще на это полномочия от этих верующих, но нельзя произвольно
выступать перед верующими, проживающими в разных районах и даже
областях, в роли епископа, как это делает А.И. Бидаш, или, как указано,
например, в подписанном групповом заявлении, поступившем в Совет, о том,
что некий Формузала является, якобы, пресвитером по всей Молдавской
республике.
Такие действия со стороны А.И. Бидаша и др. идут в разрез с
существующим законодательством о культах, и в дальнейшем их допускать
не следует, ибо нельзя нарушать законы о религиозных культах,
установленные государством. Вам, говорит далее т. Задорожный Бидашу,
надо иметь в виду и считаться с тем, что наличие догматических
особенностей, которые применяются верующими пятидесятниками на
молитвенных собраниях, не позволяет допускать регистрации
самостоятельных пятидесятнических религиозных обществ. Для этого у Вас
имеется полная возможность удовлетворять свои религиозные нужды в
действующих религиозных обществах ехб, о чем, как известно, состоялось
соглашение еще в 1945 г. и многие верующие из бывшего Союза хев давно
объединились с религиозными обществами верующих баптистов.
В заключение т. Задорожный сказал Бидашу, что о его просьбе,
изложенной как в заявлении, так и во время этой беседы, а также о
высказанных им пожеланиях будет доложено Совету по делам религиозных
культов и его председателю.
После этого Романенко заявил: Мы уходим от Вас
неудовлетворенными и не знаем, что мы должны теперь сказать своим
братьям, а Бидаш при этом спросил т. Задорожного, можно ли ему ехать в
Пятихатку, где он постоянно проживает или остаться на некоторое время в
Москве. Тов. Задорожный ответил ему, что это его дело.
На этом прием закончился.
На приеме присутствовал
и вел запись старший инструктор Совета A.A. Муртузов
ГА РФ. Ф.Р.- 6991. Оп. 4. Д. 58. Л. 52-56. Подлинник.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Афанасий Бидаш, ВСЕХБ, Документы, Иван Левчук, Пятихатки, Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s