А.И. Бидаш: «Я привезу свободу детям Божиим»


Документальные материалы по истории пятидесятиического движения в СССР.

1955-1957 гг.

Последние годы отмечены всплеском интереса богословов и религиоведов к истории протестантизма в России и в Советском Союзе. Появляются работы, посвященные религиозным движениям, о которых широкая общественность ранее знала лишь по «антирелигиозным» или партийным изданиям, нередко искажавшим их подлинную историю и к тому же написанных с позиций идеологического отрицания, предубеждения и предвзятости. В числе протестантских деноминаций, которым особенно не повезло, и которые в течение длительного времени, будучи отнесенными властью к «антигосударственным», «изуверческим» организациям, преследовались и запрещались, были объединения христиан веры евангельской (пятидесятников).

Относительно недавно в Киеве вышла книга В.И. Франчука «Просила Россия дождя у Господа» (См.: Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Т. 1-3. Киев, 2001-2003.). Это, по существу, первая обобщенная монография по истории пятидесятнического движения в России, написанная с привлечением широкого круга ранее недоступных архивных документов и материалов. Автор использовал, прежде всего, фонды государственных архивохранилищ Украины и Молдавии. В тоже время, значительный массив документов по истории пятидесятнического движения хранится и в российских архивах . К сожалению, он до настоящего времени остается не востребованным ни богословами, ни светскими авторами, обращающимися к истории Пятидесятнической церкви в России и СССР.

В данной публикации представлены некоторые из документов фонда Совета по делам религий при СМ СССР, хранящегося в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). Они относятся к 1955-1957 гг. и характеризуют деятельность одного из пятидесятнических руководителей в Советском Союзе А.И. Бидаша по восстановлению самостоятельного союза христиан евангельской веры. Сначала немного информации из его биографии.

Это относится, прежде всего, к Государственному архиву Российской Федерации (ГА РФ). В его составе следует указать на фонд Совета по делам религий при СМ СССР (Ф. Р.- 6991), содержащий десятки тысяч документов по истории религиозных движений, в том числе и пятидесятнических, на территории России и СССР. Определенное представление о характере этих документов дает публикуемое в данном сборнике извлечение из «Каталога Архива Совета по делам религиозных культов при СМ СССР (1944 — 1965 гг.). Вып. 1-5. М., 1996-1999.

Афанасий Иванович Бидаш родился 15 января 1901 г. в с. Зеленое Кировоградской области. К пятидесятническому движению он примкнул в 1924 г., а с 1926 г. стал проповедником. В 1929 г. вместе с семьей переехал в г. Пятихатка, где работал на железной дороге. Вскоре поместная церковь избрала его на пресвитерское служение, и М.С. Бут рукоположил его. В 1932 г. в ходе «антирелигиозного наступления» государства, особенно жесткого на Украине, молитвенное здание было отнято у верующих, и собрания нелегально проводились в домах единоверцев. Одновременно власти стремились обезглавить общину, арестовав весной 1933 г. Бидаша и нескольких членов общины по обвинению в «антисоветской деятельности». Однако их вынуждены были выпустить, так и не предъявив каких-либо доказательств.

Когда началась война, А.И. Бидаш не был призван в армию по состоянию здоровья и остался в Пятихатках: работал продавцом, кассиром, заведующим лесным складом. С разрешения оккупационных властей церковь в Пятихатках, как и во многих других населенных пунктах Украины, легально действовала. И все военные годы А.И. Бидаш был активным помощником Г.Г. Понурко (Понурко Г.Г. (1889-1978) — председатель Союза христиан веры евангельской (с 1927); за участие в 1948 г. в совещании руководителей пятидесятнических общин, рассматривавшем вопрос о выходе из состава ВСЕХБ и возрождении самостоятельного пятидесятнического союза, был арестован, и отправлен в лагеря; с 1955 г. вошел в Союз евангельских христиан-баптистов и до 1965 г. являлся старшим пресвитером ВСЕХБ по Днепропетровской и Запорожской областям.), ставшего руководителем восстановленного в 1942 г. союза церквей христиан евангельской веры на Украине.

Именно им обоим суждено было от имени союза участвовать в Августовском совещании 1945 г., принявшем решение об объединении пятидесятников с союзом евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ). Скорее всего, Бидаш рассчитывал, что объединение будет формальным актом, дающим возможность христианам евангельской веры легально действовать, сохраняя присущие им особенности культа. Эта позиция не соответствовала намерениям ни власти, ни ВСЕХБ, и поэтому очень скоро Бидаш был отстранен от участия в жизни пятидесятнического движения и испытал на себе давление со стороны власти и весьма недружелюбное отношение со стороны евангельских христиан-баптистов, да и, к сожалению, от некоторых недавних своих единомышленников по пятидесятническому союзу. Но, несмотря на это Бидаш предпринимал практические попытки по воссозданию самостоятельного пятидесятнического центра, для чего в марте 1948 г. в Киеве был созван нелегальный съезд представителей церквей христиан евангельской веры. Бидаш, как и другие участники съезда, был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Срок он отбывал в Инте, где находился постоянно в закрытой камере для инвалидов, что отрицательно повлияло на его здоровье. Суждено ему было освободиться досрочно в конце 1955 г., когда в стране после смерти Сталина начинался процесс реабилитации и освобождения из лагерей и тюрем невинно осужденных граждан.

В течение 1953-1955 гг. по амнистии одни из верующих (в том числе и пятидесятники) были освобождены из лагерей Воркуты, Инты, Караганды, Барнаула и вернулись домой; положение других было несколько облегчено: из лагерей они переводились на положение ссыльных в отдаленные места Сибири. На начало 1955 г. в стране насчитывалось 369 пятидесятнических групп, действовавших без официальной регистрации. Хотя, состоявшие в них верующие граждане постоянно находились под угрозой административного и уголовного преследования, а общины — под угрозой разгона и запрещения деятельности, но, начиная со второй половины 1955 г., их деятельность заметно оживилась на Украине, в РСФСР, Киргизии, Узбекистане, Белоруссии, Молдавии и Закавказье (См.: Документ № 4). В этих условиях вопрос о восстановлении пятидесятнического центра вновь приобрел свою актуальность. Учитывая же наметившиеся политические изменения в стране, возникало ощущение реальности его положительного разрешения. Упомянем, что даже руководители Совета по делам Русской православной церкви (Г.Г. Карпов) и Совета по делам религиозных культов (И.В. Полянский) выступали за смягчение давления государства на религиозные объединения, необходимость регистрировать и открывать культовые здания различных конфессий (См.: Документ № 1).

В течение 1955-1956 гг. на свободе оказались и лидеры пятидесятничества, бывшие руководители Союза церквей христиан евангельской веры: Г.Г. Понурко, М.С. Бут, А.И. Бидаш. Перед ними стояла дилемма: либо оставаться в рамках Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, либо в условиях начинающейся «хрущевской оттепели» попытаться воскресить разогнанный властями в 30-х гг. самостоятельный Союз пятидесятников.

Помощник старшего пресвитера ВСЕХБ по УССР Д.И. Пономарчук (Пономарчук Д.И. (1892-1968) — в 1944-1945 гг. руководитель Союза христиан веры евангельской; помощник старшего пресвитера ВСЕХБ по Украинской ССР.) предпринял специальные меры, чтобы склонить лидеров пятидесятничества к сотрудничеству с ВСЕХБ. С этой целью в мае 1955 г. он поехал в Днепропетровск для личной встречи с Понурко, Бутом и Бидашом. В течение двух дней Пономарчук вел переговоры с Понурко и Бутом, убеждая их, что иного пути, чем воссоединение с ВСЕХБ, нет. В конце концов, Понурко в присутствии Пономарчука написал письмо старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине А.Л. Андрееву (Андреев А.Л. (1882-1966) — старший пресвитер ВСЕХБ по Украинской ССР.). В нем, хотя и с отдельными оговорками, но он выразил свою готовность присоединиться к ВСЕХБ. В частности, он писал: «Встретившись с братом Д.И. Пономарчуком и тщательно объяснившись по вопросу о получившемся слиянии трех союзов: евангельских христиан, баптистов и союза христиан евангельской веры, а также разобравшись с Августовским соглашением в Москве, я пришел к выводу, что если не будут допускаться со стороны членов Совета Союза, его представителей и проповедников в общинах на местах такие нарушения, вытекающие из Слова Божия, а также и христианской морали, в виде оскорбления чувств верующих и всякой критики из-за кафедры на призывных собраниях и в частных встречах с верующими, как это было допущено в прошлом и допускается еще в некоторых местах, то я согласен по-братски протянуть руку общения и вместе послужить нашему Господу для славы Его, на пользу дела Божия и для радости детей Божиих, сохраняя единство духа в союзе мира» (Франчук В.И. Просила Россия дождя у Господа. Т. 3. Киев, 2003. С. 358).

Чуть позже письмо аналогичного содержания написал и М.С. Бут. В декабре 1955 г. Понурко и Бут в письме А.Л. Андрееву подтвердили свое желание «воссоединиться» с ВСЕХБ и «трудиться для пользы единства». (См.: Документ № 3). К тому же они призвали верующих-пятидесятников, осудив тех, кто противится объединению пятидесятников с евангельскими христианами и баптистами. В Обращении они писали: «По тщательному исследованию означенного Соглашения и выверке его по Слову Божию, мы пришли к выводу, что оно от Господа. А потому заявляем, что мы одобряем его и присоединяемся к этому Соглашению об объединении в один союз, согласно также с вопросами о воздержании от иных языков в наших богослужебных собраниях и от навязывания своих убеждений другим верующим». (См.: Документ № 5).

Теперь уже втроем, Понурко, Бут и Пономарчук, в мае 1955 г. выезжали в Пятихатку, где надеялись встретиться с Бидашем, который по слухам был освобожден из лагерей и вот-вот должен прибыть домой. Но встретиться с Бидашем в этот раз им не удалось, т.к. он еще находился за пределами области.

Деятельности освобожденных лидеров пятидесятников особое внимание уделял Совет по делам религиозных культов и его уполномоченные в регионах. Совет занимал отрицательную позицию по вопросу восстановления пятидесятнического союза. В частности, это проявилось уже в январе 1956 г., когда Совет рассмотрел поступившие от А.И. Бидаша и М.В. Мисюры заявления и отказал в удовлетворении их просьб о регистрации и восстановлении союза. В специальном циркулярном письме Уполномоченным причина отказа в регистрации пятидесятников сводилась к тому, что «в культе хев имеются такие стороны учения, которые часто приводят к физическому и психическому калечению людей (случаи умерщвления, отрубания рук и другие виды жертвоприношений, как искупление за грехи, случаи психических заболеваний и сумасшествия, самоубийства и пр.». Вместе с тем, Совет считал, что деятельность пятидесятников возможна, но должна осуществляться «только на основе их соглашения с ВСЕХБ» (См.: Документ № 6). Основываясь на этом циркуляре, Уполномоченные на местах давали устные отказы верующим на их просьбы о регистрации пятидесятнических общин и восстановлении союза хве.

В феврале 1956 г. старший пресвитер ВСЕХБ по Днепропетровской области Н. Мельников вместе с Понурко и Бутом вновь попытались встретиться с Бидашем и уговорить его присоединиться к ВСЕХБ. Бидаш принял Понурко и Бута, но отказался идти на какое-либо согласие и объединение. (См.: Документ № 7). Свой выбор он уже сделал, когда, возвратившись из Воркутинского лагеря в Пятихатку (Днепропетровская область), поставил задачу добиться восстановления Союза христиан евангельской веры. Уже в январе 1956 г. в Пятихатках был проведен нелегальный съезд, на котором присутствовало 50 человек — представители от общин из Днепропетровской, Волынской, Сталинской, Кировоградской и других областей. По областям были направлены сторонники Бидаша с текстом Вероучения, с тезисами предполагаемого собрания. Сам Бидаш неоднократно посещал общины, оставшиеся верными ему. Он заявлял, что будет готовить съезд для воссоздания союза хев. Об этом, безусловно, знали и местные органы власти и ВСЕХБ. Они пытались помешать организационной работе Бидаша. В этот период времени Понурко и Бут имели неоднократные встречи с Бидашем и пытались всячески отговорить его от самостоятельной деятельности пятидесятников, присоединиться к ВСЕХБ. В ответ они нередко слышали от Бидаша: «Можете Бидаша разрубить на пять частей, но все равно останется один Бидаш. Если Совет по делам религиозных культов откажется регистрировать общества хев как самостоятельный союз, то я на этом не остановлюсь, и буду писать жалобы товарищам Ворошилову, Булганину и Хрущеву».

В самом начале июня 1956 г. у Уполномоченного Совета по УССР П.А. Вильхового собрались представители руководства ВСЕХБ по Украине, а также приглашенные А.И. Бидаш и С.И. Марин. Разговор шел о ходе выполнения Августовского соглашения. Марин пытался привлечь внимание к материалам съезда пятидесятников 1948 г., и вновь вернуться к тому, чтобы претензии хве были рассмотрены ВСЕХБ. Он зачитал послание, принятое На этом съезде, и требовал, чтобы его рассмотрел ВСЕХБ. Однако Вильховой категорически отказался обсуждать эти вопросы и заявил, что материалы незаконного съезда рассматриваться не могут, и что созданы все условия для присоединения пятидесятников к ВСЕХБ и многие из бывших активистов пятидесятников участвуют в деятельности ВСЕХБ. Отдельно Вильховой в категорической форме обратился к Бидашу с напоминанием, что все заявления пятидесятников о самостоятельной регистрации и воссоздании пятидесятнического союза рассмотрены и отклонены. Вследствие этого категорически запрещена какая-либо организационная деятельность по «сколачиванию несуществующего союза» и эти действия будут рассматриваться как незаконные, со всеми вытекающими из этого возможными неблагоприятными последствиями.

Возвратившись домой Бидаш написал письмо во ВСЕХБ с приложением послания нелегального съезда 1948 г. и просьбой вновь его рассмотреть. Такое же заявление ушло и в адрес Председателя Совета И.В. Полянского. Одновременно была дана команда на созыв съезда. Он состоялся 15-20 августа в Харькове, в частном доме В. Зыбина. Присутствовало около 50 человек из Молдавии, Москвы, Ленинграда, ряда областей РСФСР и Украины. Съезд призвал все пятидесятнические организации выходить из состава ВСЕХБ, проводить самостоятельные молитвенные собрания, обращаться в местные и центральные органы власти с заявлениями о самостоятельной регистрации и образовании отдельного пятидесятнического центра. Тогда же было утверждено Вероучение пятидесятников. За основу было взято «Краткое вероучение христиан евангельской веры, которые находятся в СССР», в свое время принятое съездом христиан евангельской веры во времена Воронаева. В связи со стихийным слиянием пятидесятников западной и восточной Украины принято было общее название для членов данного религиозного движения — христиане веры евангельской, объявлено было о фактическом выходе пятидесятников из Августовского соглашения 1945 г.

Одним из вопросов, дебатировавшихся на съезде, стал вопрос об отношении к службе в армии. После споров и сопоставления мнений решено было отказаться от жесткого запрещения для молодых людей- пятидесятников идти на службу в армию. По мнению участников, служба в армии не может рассматриваться как священная обязанность перед родиной, поскольку совесть верующего должна более ориентироваться на библейские заповеди: не убий; все люди — братья; кто меч возьмет, тот от меча и погибнет. А потому вопрос о службе в армии с оружием в руках был провозглашен делом совести каждого отдельного верующего. По итогам работы съезда в адрес И.В. Полянского было направлено очередное обращение с просьбой решить положительно просьбы пятидесятников.

Руководящим органом союза церквей христиан веры евангельской стал совет епископов во главе с начальствующим епископом А.И. Бидашем. Территория СССР была поделена на 38 регионов. В каждом из них были созданы региональные правления, утверждены епископы и старшие пресвитеры. Заседания совета епископов преимущественно проходили в Пятихатках, где жил Бидаш.

Деятельность совета епископов, конечно, сразу же оказалась под контролем Уполномоченных Совета по делам религиозных культов и органов КГБ. В материалах архивов сохранилось значительное число документов, свидетельствующих об этом. В очередной информации Вильхового в ЦК Компартии Украины в сентябре 1956 г. сообщалось: «бывший епископ пятидесятников гр. Бидаш А.И. (живет в г. Пятихатки Днепропетровской области), вернувшись из заключения, начал разъезжать по областям с целью организации отельного сектантского союза пятидесятников-трясунов. Бидаш 15 августа 1956 г. в г. Харькове провел незаконный подпольный съезд пятидесятников, на котором были представители не только от отдельных областей УССР, а из РСФСР, Молдавии и др. На этом съезде был выбран состав руководящего «центра»(Франчук В.И. Указ. соч. С. 387.).

Откликаясь на решения съезда, верующие в массовом порядке направляли письма о регистрации в высшие партийные и советские органы, областным Уполномоченным Совета по делам религиозных культов и в Москву — в Совет по делам религиозных культов. Это доказывало, что у нелегального пятидесятнического центра существовала серьезная поддержка на местах среди незарегистрированных и необъединившихся общин пятидесятников. Только на Украине их насчитывалось более 600. Особенно много их было в таких областях, как Днепропетровская — 28 (700 чел.), Волынская — 204 (2000 чел.), Винницкая — 61 (2500 чел.), Кировоградская — 43 (800 чел.), Житомирская — 46 (1000 чел.), Сталинская — 23 (700 чел.), Киевская -16 (500 чел.), Черновицкая -17 (600), Ворошиловградская -15 (500 чел.). В конце 1956 г. в Черновцах А.И. Бидаш и И.С. Воробец рукоположили В.И. Белых на епископское служение. Чуть позже к этому был призван И.А. Левчук. Они стали главными руководителями данной пятидесятнической ветви, посещая церкви по всей территории СССР, создавая новые церкви и рукополагая служителей.

В августе 1956 г. Совет еще раз вернулся к проблемам «оживления религиозного движения» в Советском Союзе. В очередном циркулярном письме указывалось: «Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР имеет материал, свидетельствующий о том, что из числа вернувшихся из мест заключения служителей культа и лиц религиозного актива большая часть из них ведет себя лояльно, не нарушая законодательства о культах. Некоторая же часть этих лиц проводит активную религиозную пропаганду среди населения. Они нередко используют религиозные убеждения верующих, создавая среди них нездоровые настроения по отношению к деятельности органов власти. В ряде мест эти лица выступают в роли организаторов всевозможных групп верующих, занимаются в этих группах обсуждением установленных государством порядков, вмешиваются в деятельность зарегистрированных религиозных обществ, стремясь направить ее в сторону нарушения советских законов о культах». (См.: Документ № 8).

К числу наиболее активных обществ, где, как считал Совет, проявляются вышеуказанные явления, отнесены были пятидесятники. В связи с этим от Уполномоченных требовалось принять меры к прекращению или существенному ограничению религиозной деятельности лиц, вернувшихся из заключения; взять под контроль каждого из них, регулярно вызывать на беседу в органы власти и к Уполномоченным; постоянно информировать партийно-советские органы обо всем, что происходит в пятидесятническом движении.

По инициативе Вильхового старший пресвитер по Украине Андреев собрал 29-30 сентября 1956 г. совещание в Киеве по работе среди пятидесятников с участием группы бывших руководителей христиан веры евангельской. По итогам было выработано специальное обращение ко всем христианам веры евангельской, находящимся вне единства, с призывом прекратить незаконную деятельность и воссоединиться с ВСЕХБ.

В начале октября 1956 г. А.И. Бидаш, выполняя свое обещание обратиться к руководителям Совета по делам религиозных культов и Советского государства, а также все еще надеясь, что гонения, организованные против пятидесятнических обществ местными органами власти, не отражают позиции советского правительства и являются лишь проявлением местного произвола, выехал в Москву. Отправляясь в Совет, Бидаш уже имел некоторый опыт заочного общения с этим органом. Об этом мы узнаем из записи приема в Совете 12 мая 1954 г. вернувшегося из ИТЛ С.И. Марина, который ставил вопрос о возможности воссоздания самостоятельного союза хев. Ему было разъяснено, что данный вопрос уже решен Августовским соглашением и вхождением в ВСЕХБ, и что Совет дважды рассматривал заявления Бидаша и принимал по ним отрицательные решения.

12 октября 1956 г. Бидаш посетил Совет и передал заявление 26 руководителей пятидесятнических общин Украины, Молдавии, РСФСР с просьбой о регистрации и восстановлении пятидесятнического союза. (См.: Документ № 9). Среди материалов, тогда же переданных в Совет, был и текст послания А.И. Бидаша и других руководителей общин христиан веры евангельской к верующим. В нем верующим предлагалось не только обращаться с заявлениями о регистрации в органы власти и к Уполномоченным Совета по делам религиозных культов, но и соблюдать каноны и правила религиозной жизни, не допускать нарушений государственных законов. (См.: Документ № 12).

На следующий день А.И. Бидаша и сопровождавших его Левчука и Романенко принял в Совете один из его руководителей П.А. Задорожный. Стенограмма приема делегации пятидесятников сохранила для нас состоявшийся разговор. (См.: Документ № 10). Пятидесятники изложили свою позицию, суть которой заключалась в следующем: во ВСЕХБ сложились неравноправные отношения между пятидесятническими и баптистскими общинами; с церковных руководящих постов оттесняются пятидесятники; сохраняются серьезные догматические расхождения, — все это вместе взятое и заставляет пятидесятников выходить из ВСЕХБ. Со стороны Задорожного разговор свелся к разъяснению «незаконности нелегальной деятельности» пятидесятников и неправомерности постановки вопроса о воссоздании самостоятельного союза христиан веры евангельской.

20 октября А.И. Бидаш посетил ВСЕХБ и передал его председателю Я.И. Жидкову (Жидков Я.И. (1885-1966) — с 1928 г. председатель Союза евангельских христиан; с 1944 г. — председатель Союза евангельских христиан и баптистов) перечень вопросов, по которым у пятидесятников имелись расхождения с ВСЕХБ, и которые он просил обсудить и найти приемлемое для всех решение. (См.: Документ № 11).

25 октября 1956 г. А.И. Бидаш и его сторонники вновь пришли в Совет. К этому времени И.В. Полянский тяжело заболел и А.И. Бидаша принял и.о. председателя Совета В.И. Гостев. Бидаш говорил о догматических расхождениях с баптистами, о препятствиях, которые чинятся на местах пятидесятническим общинам и со стороны ВСЕХБ, и со стороны местных властей. Но понимания он не встретил и на этот раз. Единственно, что было обещано, так это способствовать его новой встрече с руководством ВСЕХБ для разрешения спорных вопросов. (См.: Документ № 13). И, действительно, Гостев, встречаясь 29 октября в Совете с Я.И. Жидковым и A.B. Каревым (Карев А.В.(1894-1971) — с 1944 г. Генеральный секретарь Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, главный редактор журнала «Братский вестник».), рекомендовал им в преддверие Президиума ВСЕХБ, «не закрывать двери перед Бидашем» и вести с ним переговоры. Иными словами, давалось понять, что следует еще раз вернуться к рассмотрению заявления А.И. Бидаша, с которым он в очередной раз обратился во ВСЕХБ. (См.: Документ № 14). Отметим и тот факт, что обсуждение проблемы деятельности незарегистрированных пятидесятнических объединений между руководителями Совета и ВСЕХБ были не эпизодом, а частью их общей политики в отношении идеи восстановления самостоятельного пятидесятнического центра на протяжении 40-80-х гг. (См.: Документ № 2).

Однако руководители ВСЕХБ Я.И. Жидков и A.B. Карев отказались идти на уступки. Эта позиция была предсказуемой, ведь всего год назад Пленум ВСЕХБ (1955, февраль), обсуждая проблему объединения, отмечал, что «несмотря на то, что большая часть пятидесятников (около 80 %) уже объединена с общинами ВСЕХБ и ревностно участвует в работе нашего братства, по отдельным областям СССР все еще имеются не объединившиеся во ВСЕХБ пятидесятники. Правда, это наиболее крайние люди, которые не желают соблюдать Августовского соглашения. Но и среди них имеются как отдельные верующие, так и целые группы, которые желают войти в единство с ВСЕХБ, чтобы совместно служить Господу, согласно Его первосвященнической молитвы: «Да будут все едино» (Братский вестник. 1955. № 1-2. С. 71).

С 30 октября по 2 ноября 1956 г. в Москве проходило заседание Президиума ВСЕХБ. 31 октября в присутствии А.И. Бидаша обсуждался вопрос о «дополнениях» христиан веры евангельской к тексту Августовского соглашения, изложенных в специальном письме руководителей пятидесятнических общин. Однако взаимопонимания и договоренности достичь не удалось. В протокол заседания Президиума была внесена следующая запись: «Обсудив заявление Бидаша и его сторонников, пленум Президиума решил говорить с Бидашем только на основании Московского соглашения и рассматривать не новые догматы, а фактически возникнувшие на местах недоразумения и нарушения Московского соглашения с тем, чтобы помочь устранению этих недостатков, а не изменять Московское соглашение, которое на практике себя вполне оправдало» (Франчук В.И. Указ. соч. С. 389.).

Об очередной неудаче найти общий язык с ВСЕХБ делегация пятидесятников сообщила В.И. Гостеву, вновь 12 ноября посетив Совет по делам религиозных культов. И в этот раз поддержки здесь Бидашу оказано не было. (См.: Документ № 15). Убедившись, что Совет не может, и не будет принимать положительное решение о регистрации пятидесятнических объединений, Бидаш и его сторонники обратились с заявлениями на имя Председателя Президиума Верховного совета СССР К.Е. Ворошилова (См.: Документ № 16), а затем Председателя Совета министров СССР H.A. Булганина (См.: Документ № 19) с просьбой разрешить самостоятельную регистрацию пятидесятнических общин.

Но и эти обращения, как и многие предыдущие, не были положительно рассмотрены. Они просто переправлялись в областные советские и партийные инстанции с поручением отказать верующим в их просьбе. Одновременно центральные и местные органы КГБ занимались проверкой всех лиц, подписывавших заявления, вели наблюдения за молитвенными собраниями. Все это встречало законное недовольство и сопротивление со стороны пятидесятников. К подобного рода фактам они стремились привлечь внимание высшего руководство страны, чему свидетельство одно из писем, сохранившееся в архивном деле, членов Одесской общины Кухаренко и Лучинец. (См.: Документ № 17).

Находясь осенью 1956 г. длительное время в Москве, Бидаш стремился собрать воедино разрозненные пятидесятнические группы, действовавшие в столице и ее ближайших пригородах. Опекавшие их пресвитер А.Е. Фролов и И.В. Сизов находились в тюрьме, и верующие нуждались в руководстве.

Бидаш посетил группу, собиравшуюся в районе Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), и имевшую в народе наименование «выставочная». Многие члены, в основном молодежь, пришли в нее из баптистских общин. На тот момент они продолжали по воскресным дням посещать молитвенный дом баптистов в Маловузовском переулке, где был замечательный хор, орган, выступали образованные проповедники. В эту молодежную группу принят был и И.П. Федотов, приезжавший в Москву в 1953 г. для участия в соревнованиях и обратившийся после первого посещения молитвенного собрания в Маловузовском. К этой же группе присоединился и возвратившийся из тюрьмы В. Ряховский. Руководителем группы Бидаш ставит В. Семенца и М. Шохова. Одновременно в качестве общего для всех пятидесятников Москвы и Московской области руководителя он поставляет пресвитера А.Е. Фролова — участвовавшего еще в первом всесоюзном съезде хве от Московской губернии, и рукоположенного на пресвитерское служение для московской церкви в 1927. В последующем по указанию Бидаша Москву регулярно посещали его помощники — К. Кружко, В. Белых, И. Левчук, П. Егоренков.

Возвращаясь из Москвы домой в Пятихатки, Бидаш посетил общины пятидесятников в Молдавии, Краснодарском крае, в ряде областей Украины. Было видно, что на местах началось оживление пятидесятнического движения, активизировался выход пятидесятников из баптистских общин, несмотря на всяческое противодействие со стороны ВСЕХБ.

Своеобразной реакцией на поездку Бидаша в Москву, его усилия добиться регистрации пятидесятнических объединений и центра, а также на деятельность по сплочению необъединившихся с ВСЕХБ обществ, как в Москве, так и в иных регионах страны, стало обращение к общинам евангельских христиан-баптистов и к христианам веры евангельской помощников старшего пресвитера ВСЕХБ по Днепропетровской области Н. Акритова, Г. Понурко и М. Бута. Они «осудили» А.И. Бидаша, призвали не верить его обещаниям и «поддержать дело единства». (См.: Документ № 18).

Можно считать, что 1956 г. был временем оживления всей религиозной жизни в Советском Союзе, а применительно к пятидесятническому движению — пиком ожиданий на восстановление самостоятельного центра (Неожиданным подтверждением данных явлений, свидетельством сложных процессов в духовной сфере советского общества того периода и, вместе с тем, неоднозначности ситуации, в которой приходилось осуществлять свою вероисповедную политику партийно-советским органам, является публикуемое нами обращение видного деятеля Русской православной церкви митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича). (См.: Документ № 26).). Подтверждение тому содержится в материалах Совета. В частности, в записках в ЦК КПСС и в СМ СССР «О фактах, свидетельствующих об активизации в отдельных местах религиозной деятельности со стороны сектантских религиозных обществ и групп, а также о нарушениях законности о культах в 1956 г.» (См.: Документ № 20), «Об оживлении в деятельности пятидесятнических групп» (См.: Документ № 21).

В последней из указанных записок объективно констатировалось, что процесс объединения пятидесятников с ВСЕХБ далек от своего завершения, и «вина» за это возлагалась не только на «усиленную агитационную и организационную работу со стороны актива хев», но и на «неправильную линию поведения ВСЕХБ». На основании данной записки в адрес Уполномоченных Совета в мае 1957 г. было подготовлено и разослано специальное циркулярное письмо «О деятельности религиозных групп пятидесятников». В нем уполномоченным предлагались конкретные формы работы с пятидесятниками. (См.: Документ № 23).

О результатах своей «противосектантской деятельности» Совет постоянно сообщал в ЦК КПСС. Как правило, на подобного рода материалы реакция партийных органов была однозначной: поручалось усилить «борьбу с антиобщественными проявлениями среди верующих-сектантов», пресекать всякие проявления религиозной жизни, которые, по мысли партийных идеологов, выходили за рамки советского законодательства о культах. Настойчивость верующих в разрешении важного для них вопроса, воспринималась зачастую как антигосударственная деятельность. К примеру, в Кировоградской области руководители верующих на встрече с областным Уполномоченным Совета по делам религиозных культов Бондаренко осведомились, могут ли они, раз в СССР на их просьбы отвечают отрицательно, обратиться в ООН за защитой своих прав? Получив информацию об этом, Уполномоченный П.А. Вильховой в специальном письме в КГБ при СМ УССР сообщил о «недостойном поведении советского человека» руководителя группы пятидесятников Кировограда Рыжкова, собравшегося писать в ООН, и просил «принять соответствующие меры» (Франчук В.И. Указ. соч. С. 378.).

О мерах, предпринимаемых Советом в отношении «сектантства», сообщалось им и в других информационных материалах, направляемых в ЦК КПСС. Так, в справке «О фактах активизации в деятельности религиозных обществ и незарегистрированных групп верующих», работники Совета фиксировали рост числа членов «сектантских объединений», стремление возвратившихся из заключения создать свои собственные религиозные центры, взаимное противопоставление пятидесятников и баптистов, широкую миссионерскую деятельность. Относительно пятидесятников отмечалось: «Во многих местах Советского Союза последователи пятидесятнического течения и последователи чистого баптизма под влиянием своих руководителей начали нарушать заключенное в свое время соглашение со ВСЕХБ об объединении и образовывать в явочном порядке самостоятельные общества пятидесятников и чистых баптистов путем ухода таких лиц из Союза евангельских христиан-баптистов. Например, такие общества были образованы в Харьковской, Днепропетровской, Сумской, Сталинской, Минской областях и в других местах Советского Союза. Миссионерская деятельность лидеров пятидесятнического течения также вызвала образование значительных пятидесятнических групп верующих, требующих самостоятельной их регистрации в Крымской, Ровенской, Запорожской, Днепропетровской, Сталинской, Николаевской областях, Краснодарском крае, Удмуртской АССР, Гомельской, Минской областях и в других районах Советского Союза» (ГА РФ. Ф. Р.- 6991. Оп. 3. Д. 146. Л. 95.).

Поскольку для Совета по делам религиозных культов пятидесятнические общины ассоциировались с «антисоветскими организациями, мистическими и изуверческими сектами», он стремился постоянно координировать свои действия с органами КГБ. Так, в августе 1957 г. председатель Совета A.A. Пузин (Пузин A.A. — возглавил Совет в мае 1957 г., вскоре после смерти И.В. Полянского (1956).) в специальном обращении в КГБ СССР ставит вопрос о взаимодействии на постоянной основе Совета и органов КГБ в противодействии всем данным организациям. (См.: Документ № 24). Архивные документы свидетельствуют, что такое взаимодействие установилось и стало постоянным на протяжении последующих десятилетий.

В начале января 1957 г. Бидаш вновь посетил Москву. Молитвенное собрание московской пятидесятнической церкви было собрано в доме Ф. Поисковой. Неожиданно раздался стук в дверь, вошла милиция и люди в штатском. Бидаш был препровожден в отделение милиции, и ему в течение 24 часов предписано было покинуть Москву.

По возвращении в Пятихатки Бидаш проводил как обычно заседание Совета епископов. В дом ворвались сотрудники КГБ и составили акт о нарушении законодательства, переписали имена и адреса присутствовавших священнослужителей и предупредили о возможном аресте руководителей союза за нелегальную подпольную деятельность. В скором времени, 20 января, действительно, А.И. Бидаш, И.А. Левчук, B.C. Шепель, Ф.П. Кориняк, К.С. Кружко были арестованы.

А в это же самое время, 26-30 января 1957 г., в Москве проходило специальное заседание Президиума ВСЕХБ с бывшими руководителями пятидесятничества, объединившимися с ВСЕХБ. Среди них: Д.И. Пономарчук, Г.Г. Понурко, М..С. Бут, Н.В. Кузьменко, A.M. Теслюк, С.И. Марин. Отметим, что деятельность Бидаша даже среди его недавних сторонников по союзу хев, находившихся на свободе или отбывавших тюремное заключение, оценивалась по-разному. Кто-то не принял его бескомпромиссной позиции, кто-то затаился, кто-то осуждал. В одном из сохранившихся писем И.К. Панько (Панько И.К. (1901-1964) — в 1935-1939 гг. один из руководителей Всепольского союза христиан веры евангельской на Украине; заместитель старшего пресвитера ВСЕХБ по Белорусской ССР), написанном им весной 1957 г. в заключении к Я.И. Жидкову, мы читаем: «Мне никак не понятны действия Бидаша. Зачем ему нужен другой союз? Разве он достаточно сильный, чтобы его союз был совершенным? Да и есть ли такой союз на земном шаре? Подвиг не состоит в том, чтобы создать еще один союз. Мне кажется, что подвигом будет, чтобы быть одной семьей в едином союзе». (См.: Документ №22).

Вот и в ходе январского совещания преобладали настроения «отрицания» деятельности Бидаша. Выступавшим казалось, что именно она, в первую очередь, мешала делу объединения. К числу причин, затруднявших дело объединения, были также отнесены: деятельность отдельных воссоединившихся пятидесятников, которые в рамках объединенных общин поддерживали идею воссоздания самостоятельного союза пятидесятников; и проповеди евангельско-баптистских проповедников, выступающих резко против пятидесятников. Примечательно, что на вопрос ведущего собрания: что еще? Только Марин мужественно добавил: само Августовское соглашение, которое нуждается в пересмотре и дополнении.

Участники совещания встречались и с московскими пятидесятниками. Состоялся отдельный разговор Д.И. Пономарчука с И.В. Сизовым, через которого хотели склонить к объединению всех членов общины. Но разговор получился острым и к успеху не привел. Московская община отказалась пойти вослед за теми своими единоверцами (их стали называть «объединенными»), которые вошли в состав ВСЕХБ, а также отказалась и вовсе от каких-либо контактов с ВСЕХБ и с властью.

В мае 1957 г. судебная коллегия по уголовным делам Днепропетровского областного суда рассмотрела дело о деятельности нелегального центра пятидесятников. Суд посчитал доказанным, что арестованные вели «преступную деятельность», выразившуюся в «вовлечении в секту школьников, сколачивании нелегальных общин сектантов-пятидесятников в масштабе всего Советского Союза». Все, проходившие по данному делу, постановлением Днепропетровского областного суда были приговорены к различным срокам заключения (от 3 до 10 лет).

В частности, в приговоре суда утверждалось: «После съезда в г. Харькове подсудимые Бидаш, Шевчук, Кружко и Шепель разъехались в различные области нашей страны, где, выполняя намеченную цель по расширению и укреплению сектантского подполья, организовывали и проводили нелегальные сборища пятидесятников, на которых под прикрытием религиозных вероучений проводили антисоветскую работу, направленную на отрыв верующих от общественной жизни, от службы в Советской Армии, создавали нелегальные группы сектантов-пятидесятников, избирали их руководителей, призывая своих единоверцев не посещать театров, кино и др. культурно-просветительных мест» .

С этой оценкой полностью был согласен и Совет по делам религиозных культов, которая выражена им была в циркулярном письме в адрес уполномоченных на местах. (См.: Документ № 25).

Так насильственно были прерваны усилия А.И. Бидаша и его сторонников по восстановлению исторической справедливости — добиться регистрации самостоятельного пятидесятнического центра . Лишь спустя почти полвека этим чаяниям и надеждам суждено было осуществиться.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Аналитика, Афанасий Бидаш, ВСЕХБ, Документы, История, Книги, Украина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s