Журнал «Примиритель» — творец и свидетель истории пятидесятничества в России. 1929-1939 гг.


Всепольский объединенный съезд пятидесятнических общин, состоявшийся в мае 1929 г. в с. Старая Чолница, принял решение об издании журнала «Примиритель». Издателем журнала выступала Восточно-Европейская миссия. Первоначально он печатался в Риге, а затем в Нарве. Редактором был назначен Г. Шмидт. Тираж составлял 4-5 тысяч экземпляров. Первый номер вышел в августе 1929 года и сразу же вызвал огромный интерес читателей. В нем Восточно-Европейская миссия сформулировала следующим образом главную задачу издания: «проповедь Христа и притом Христа распятого. Мы будем вещать не только о спасении, но возвестим вам и всю волю Божию (Деян. 20: 28)». Последний номер журнала вышел в августе 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны. Всего же за десятилетие вышел в свет 121 номер.

Постоянными авторами журнала были видные деятели пятидесятнического движения — Г. Шмидт и Дональд Джи (Гее).

В журнале было напечатано 150 статей Густава Шмидта на различные богословские и церковно-практические вопросы. Богатый богословский смысл содержится в его статьях «Реальность вечности», «Дает ли Христос полное спасение», «Последствия греха», «Бог — превыше всего в нашей жизни», «Добрый воин Иисуса Христа», «Два сына Иосифа». Будучи пятидесятническим учителем Шмидт в своих статьях особое внимание уделял личности и действиям Духа Святого — «Сила свыше», «Совершенное следование за Христом», «Божественное исцеление», «День Пятидесятницы», «Действие Святого Духа», «Дух Сына своего», «Святой Дух в век благодати», «Гордость».

Шмидт обосновывал установившийся порядок церковной работы евангельских собраний, давал образ церковного порядка и образа жизни христиан («Что утратила Христова община и что нам присуще»). Много он писал о детях, наставляя служителей церкви: «Важно научение детей слову Божьему. Ответственность за это раньше всего несут родители, но и руководящие общиной ответственны в равной степени за детей своих членов. Если руководящие не позаботятся о том, чтобы Слово Божие преподавалось детям в общине, то, как могут дети научиться ему?». На страницах журнала он отвечал на вопросы читателей о Библии. Излагал вопросы христианского вероучения, объяснял труднопонимаемые места в Библии — «Триединый Бог»,

«Примиритель. 1937. № 1-2. С. 16.

«Где пребывают мертвые», «Прообразы в жизни Моисея», «Второе пришествие Христа», «Знамения близкого пришествия Христа».

В разные годы в журнале было напечатано свыше пятидесяти статей Дональд Джи (Гее). Главное внимание в его трудах уделялось изложению основ пятидесятнического вероучения, сущности и действию Духа Святого. Особую известность ему принесли серии статей «О дарах Святого духа», «Откажемся ли мы от говорения языками?», «О плодах духовных», «О пастырях и пастве», «О духовных дарах», «Служение женщины». Они не утратили своего значения и поныне. В них представлен природа духовных дарований и методики их упражнения, внутренний мир и характер человека, который «живет во Христе не по плоти, но по духу».

На страницах журнала публиковались многочисленные церковные документы, отзывы, сообщения, проповеди, известия о религиозной жизни в мире, информация о пятидесятническом движении не только в Польше и в бывших российских территориях, но и в Болгарии, Канаде. Англии, Германии, Латвии.

К настоящему времени журнал «Примиритель» давно стал библиографической редкостью. Но, как нам представляется, многие опубликованные на его страницах материалы не утратили своего духовного значения и для современного пятидесятнического движения в России. Кроме того, в них содержится ценная информация по истории Церкви в XX веке на территории бывшей Российской империи.

Предлагаем читателю ознакомиться с некоторыми из публикаций журнала «Примиритель».

№ 1

Письмо Зуб-Золотарева

в редакцию журнала «Примиритель»

Аллилуйя, Слава Господу, что вышел журнал «Примиритель» и уже можно читать его страницы.

Какое чудесное название «Примиритель», — так и хочется повторять без конца «Примиритель», «Примиритель», «Примиритель»… Да, действительно, только Господь Духом Святым мог открыть вам так назвать журнал, а особенно в настоящее время, время вражды между людьми и людей против Бога.

Долго я молился и ждал появления этого журнала, ибо строки его так нужны нашему народу. Вся полнота Евангельского учения со всеми действиями Духа Святого, как в первые апостольские времена, подобно драгоценному миро, по каплям спадает со строк «Примирителя» и льются ароматы живительные на жизнь, ибо мы не повреждаем Слово Божье, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе» (2 Кор.2:16, 17).

Вот впечатление, которое я вынес, прочитав первый номер журнала «Примиритель». Цель журнала — примирить людей с Богом и проповедовать

Христа, как истинного Бога, Который проявляет себя и в настоящее время в делах и знамениях.

Многие мертвые церкви хвалятся, что собрания их многочисленны, что дома их в золоте и серебре, что мудрость мира сего обитает в них, что преисполнены славой мирской их члены.

Вас же, дорогой брат Шмидт, как редактора журнала «Примиритель», пусть благословит Господь хвалиться Христом Распятым, Его чудесным Воскресением и действиями Святого Духа.

1929. № 1. С. 24.

№2

Гордость                                          

Г. Шмидт

«Не будьте горды» (Мер. 13:15) .

Когда наш Спаситель сошел на землю, Он уничижился и стал покорным слугой всех. Его смирение выявлялось во всех Его действиях. Своим смирением и своей кротостью Он подал нам пример, каковыми мы должны быть и как должно поступать.

Однако очень часто в детях Божьих отсутствуют эти качества. Когда Господу Богу угодно наложить на них какую-либо обязанность, и они в ней переуспевают, то они способны дать дьяволу, отцу гордости, наполнить душу их гордостью, и в своей спеси начинают свысока смотреть на своего ближнего.

За гордостью обычно следует по пятам слепота. Дьявол ослепляет людей и заставляет их страдать из-за гордости, ибо гордецы всякое увещевание почитают за личное оскорбление. Дьявол, вселяя дух гордости в сердце человеческом:

1.  разрущает общение Бога с человеком (Пр. 8:13);

  1. отнимает от людей их дарования;
  2. обращает проповеди в пустые слова;
  3. лишает силы молитвы людей, ибо гордецы могут свидетельствовать

только о своем «я», а не о христианской любви;

  1. сеет раздор между людьми (Пр. 13:10);
  2. делает людей мелочными и обидчивыми;
  3. заставляет пренебрегать советом ближнего.

Из этого перечня, который можно еще значительно увеличить, уже ясно, какое влияние получает дьявол над детьми Божьими, если ему удастся наполнить их гордостью.

Если случится вам сказать какому-либо гордецу, что он полон гордости, то он, наверное, будет уверять, что это не так, и в доказательство приведет ряд примеров, и, если вы не покажете вида, что вы вполне убеждены его словами, то он оскорбится, рассердится на вас или даже вовсе порвет с вами знакомство и

затем, наверное, будет жаловаться на вас, говоря, что вот брат или сестра такие- то только и делают, что занимаются критикой.

Если кто не грешен в пороке гордости, тот будет рад всякому наставлению и будет сам просить у Бога указать ему черты его гордости, и возлюбит больше того, кто его наставлял, чем того, кто льстил ему.

Гордость есть наиболее успешное орудие сатаны, которым он борется с теми, которые Божьи.

Берегитесь гордыни!

1929. № 2. С. 12.

№3 Латвия

И. Борман

Желание получить полное посвящение, получить Силу Свыше выявлялось в наших верующих еще до мировой войны. Но отдельные попытки отдельных лиц вызвать духовное пробуждение не имели большого успеха, а во время войны, когда общины остались без проповедников, и большая часть членов вынуждена была выехать вглубь России, ревность эта вовсе заглохла.

С окончанием войны члены общин, рассеянные до того по всей России, начали возвращаться. Но они были уже не те, не было прежней теплоты, которая согревала их в довоенное время, ибо были они разорены материально и разбиты душевно. Те же, кто оставались на местах, так же потеряли свои духовные богатства и еле-еле влачили духовную и физическую жизнь.

Но вот в 1918 году неожиданно, как молния, вспыхнул Свет Свыше. Где- то в темном углу Латвии: в Лидере, Сайкове, Гатарше — в маленьких общинах, где не было ученых проповедников, подготовленных в духовных семинариях или в библейских школах, Господь излил от Духа Своего Святого. Крещение Святым Духом сопровождалось знамением иных языков, как Дух давал им провещевать.

В 1919 г. движение это уже перекидывается в города Ригу, Либаву, Вольмар и затем распространяется по всей Латвии. Получившие крещение Духом Святым начали проповедовать, но подверглись гонениям. У них отбирают их документы, запрещают проповедовать Евангелие, а некоторых выселяют из Латвии и многие выезжают в Бразилию. Так в 1921-1922 годах из Латвии выехало в Бразилию несколько десятков проповедников и около 2000 членов общин.

Но огонь не затушен: ветер обволакивает дымом, но одновременно и раздувает пламя. Пившие от «новаго вина» не могут уже удовлетвориться учением о возрождении, они жаждут крещения Духом Святым, жаждут обретения Силы Свыше, и они молятся о том горячо. Господь, внимая усердным молениям, крестил к концу 1927 года несколько душ Духом Святым. В 1928 году движение это значительно расширилось, а в 1929 г. излияние духа Святого было настоль велико, что о нем снова заговорили по всей Латвии.

В настоящее время имеется в Латвии около 15 общин, в которых проповедуется учение о крещении Духом Святым и в которых само крещение сопровождается знамениями иных языков. Народ жаждет обретения Силы Свыше и стремится в собрания, в которых проповедуют о крещении Духом Святым.

Каждый месяц в разных местах Латвии устраиваются назидательные собрания, на которые стекается народ со всех концов Латвии. И Господь крестит Духом Святым. Получившие крещение Духом Святым возвращаются в свои края и проповедуют там полное Евангелие, приводя к Господу многие души. Аллилуйя!

Впереди предстоит работа большая. Нужны работники, крещенные Духом Святым. Молитесь, братья и сестры, чтобы Господь выслал делателей на ниву Свою!

1930. № 5. С. 39.

№ 4

День Пятидесятницы

Г. Шмидт

Пятидесятница Старого Завета был благодарственный еврейский праздник жатвы, называвшийся «праздник седмиц», потому что заключал собой семинедельную жатву после Пасхи. Это был праздник благодарности за первую жатву (Исх. 23:16) и в этот день каждый истинный израильтянин должен был явиться в Иерусалим для жертвоприношения.

В Новом Завете Пятидесятница снова упоминается, как пятидесятый день после Пасхи.

В первые апостольские времена все семь недель после Пасхи считались неделями радости, и все это время называлось Пятидесятницей. Затем из этих дней радости были выделены особо день Пасхи, день Вознесения и затем Пятидесятый день и два последующих за ними дня, которые католической церковью празднуются, как главнейший христианский праздник.

В древние времена евреи украшали свои жилища свежей зеленью, и этот обычай переняли и христиане, которые, в особенности в России, украшают свои жилища и снаружи, и внутри молодыми березками.

В день Пятидесятницы обетованный Христом Дух Святой сошел на 120 в Иерусалиме и исполнил их Силой Свыше. В этот же день 3000 слушателей проповеди Петра получили спасение, и они образовали первую новозаветную Христову общину.

Пятидесятницу многие рассматривают как законченное явление — нет, она начало излития Духа Святого на всякую плоть, что ясно выражено в книге Деяний, где дается описание развития первой Христовой общины: в доме сотника Корнелия, в Самарии, Ефесе, Коринфе, а также во всех других основываемых апостолами общинах, повторялось это излияние Святого Духа на всех, которые совершали покаяние и предавались на служение Господу.

Чтобы устранить всякие сомнения, Петр в Пятидесятницу в своей проповеди, вдохновленной Духом Святым, сказал чудные и ясные слова: «покайтесь, и да крестится каждый из нас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2:38-39).

Из этих слов, сказанных по внушению Духа Святого, каждый истинный поборник правды должен признать, что Пятидесятница не преходящее явление, но начало действия Святого Духа в духе Нового завета. Несмотря на ясность этого положения, на событие Пятидесятницы и на излияние Духа Святого вскоре стали смотреть только как на историческое событие и праздновать его, как воспоминание, не придавая ему никого жизненного значения.

Это сделал враг. Когда носители христианской идеи спали, пришел враг и похитил у них истину христианской жизни. Врагу удалось настолько вытеснить из сердца и ума христиан значение Пятидесятницы, что руководящие круги христианства смотрят на тех, которые придерживаются полноты учения о крещении Духом Святым со знамением новых языков, как на заблуждающихся.

Возникшее 25 лет тому назад движение пятидесятников придало Пятидесятнице то значение, которое ей придавал Бог, и уделило ей в жизни христиан надлежащее место. Поэтому мы и празднуем Пятидесятницу не как историческое событие, но как признание истины, лежащей в ее основании и составляющей часть духовных переживаний, которые должен испытать каждый новорожденный во Христе.

Для апостолов день Пятидесятницы был началом чрезвычайной и успешной деятельности для Христа и Его Евангелия. Так как в Священном Писании нет ни малейших указаний на то, что благословение Пятидесятницы прекратилось или должно измениться в последующие времена, то мы искренне верим, что и мы можем ревновать о тех же переживаниях и можем подобно ученикам получить крещение Духом и Огнем, которые сделают из нас радостных и сильных духом свидетелей о Христе.

Конечно, возможны, как и во времена апостолов, исключения. Так, Димаса (Кол. 4:14; 2 Тим. 4:10), получив чудеснейшее благословение, снова стал другом мира. Крещение Духом Святым не гарантирует нас от искушений Сатаны, или от ввержения нас в прежнее состояние равнодушия, если мы перестанем бодрствовать. Симон (Деян.8:13,21 получил известные благословения, но не стал простосердечным. Как исключения не опровергают правила, так и отступления не опровергают Божественной истины. Ученики, не получив силы Свыше, не могли бы противостать в битве силам тьмы, точно также и мы без крещения Духом Святым не сможем утвердиться в нашей христианской жизни. Почему в настоящее время христиане не имеют такой силы и почему даже дети Божьи несут ряд поражений? — Потому что в нынешние времена не ищут подкрепления Силой Свыше, которую Бог обетовал проповедующим Евангелие.

Слава Господу, который по Его неизреченной любви к нам возжигает огонь Духа Святого и в наши времена. За последние 25 лет сотни тысяч душ получили благословение Пятидесятницы и Господь неустанно изливает от Духа

Своего Святого во всех странах света и верующие сегодня прославляют Его новыми языками и дары Духа выявляются чудеснейшим образом.

Только пережившие чудесное благословение Пятидесятницы могут иметь истинное представление о ней и потому могут достойно приобщиться к празднованию этого дня. Возблагодарим Господа за эти души и воздымем к Нему руки наши и станем просить Его, чтобы Он исполнил Духом Святым многие души, жаждущие получить это благословение, чтобы и они могли принять истинное участие в праздновании Пятидесятницы.

Тем, которые еще не пережили этого чудесного благословения, хочу я воскликнуть: «Последуйте словам Спасителя, которые Он сказал своим ученикам на Елеонской горе перед вознесением: «Оставайтесь в Иерусалиме и пребывайте в молитве и молении пока не исполнитесь Духом Святым и не восхвалите Бога новыми языками — слава Ему и благодарение!

Вскоре, там в воздухе, будет праздноваться истинная Пятидесятница, истинный праздник жатвы, когда Христос соберет в житницы Свои все лучшие снопы. О, какое это будет торжество, какая благодарность изойдет к Богу от великого множества спасенных, которое никто не может перечесть.

Аллилуйя!

1931. № 5. С. 33,38.

№5

Съезд христиан веры евангельской в Польше

Делегаты прибыли со всех сторон Польши, хотя многим, за неимением денег на проезд, пришлось идти по несколько дней пешком. Кроме делегатов на Съезд прибыло также много гостей, в числе которых были и гости из Данцига: полевой суперинтендент Восточно-Европейской миссии брат Г. Шмидт, заведующая хозяйством Библейской школы в Данциге сестра Нитч и сестра Букчинская.

С открытием съезда сразу почувствовалось, что Господь с нами. Два года тому назад польские, украинские, русские и немецкие братья пятидесятники соединились в союз, чтобы получить такие же юридические права, как и остальные церкви. Тогда наши противники говорили, что наш союз, по причине вхождения в него лиц разных народностей, долго не устоит. Многочисленный съезд этого года показал, что противники наши ошиблись, ибо кроме полного единения уже вошедших в союз, Господь в истекшем году приложил еще целый район, насчитывающий свыше 1000 верующих. Дух Святой побуждает к единению тех, которых Он наставляет. Как в Пятидесятницу Он соединил воедино евреев, говорящих на разных языках, так теперь он соединил воедино все народности. Это единство выявилось с особой силой во время съезда, где все были «одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

После заслушания докладов отдельных членов союзного комитета, один из делегатов предложил, ввиду удовлетворительной деятельности, проявленной отдельными членами и союзным комитетом в целом, продлить полномочия комитета в прежнем составе еще на один год, что было единодушно принято собранием.

Для ночлега был отведен большой сарай, наполненный соломой, так манившей к себе усталые за день головы. Однако братьям из Исполнительного комитета не пришлось воспользоваться этим роскошным и привольным помещением для ночлега, т.к. заседание Комитета затягивалось до полуночи. По ■окончании заседания мы расположились на ночлег в молитвенном доме, разостлав солому на возвышении. Ночлег был не так удобен, как в квартире и не так приволен, как в сарае, но зато на нашу долю выпало счастье ночевать, подобно Самуилу, в самом храме (1 Цар. 3:3).

1931. №9. С. 80.

№6

Библейские курсы в Печорно

М. Вербицкий

Организация Библейских курсов требует хлопот, забот и жертв, ибо нужно не только дать приют, приходящим на курсы, но напитать их. Наши курсы были назначены на 2-12 июля, т.е. на самое «голодное время» когда в большинстве случаев у крестьян уже нет запасов, а новые еще не поспели, о запасах же денежных и говорить не приходится. Жажда получить поучения от Слова Божьего велика, и братья, не считаясь ни с чем, двигаются на курсы. Кое-кто приносит продукты с собой, но мало по количеству, кое-кто имеет деньги, но их еще меньше, а кое-кто и вовсе ничего не имеет. Однако Господь чудно устроил и напитал всех, и никто не имел недостатка. Сознание своего единства во Христе и сочувствие детей Божьих друг к другу сделали это возможным. Местная община в Печорно, община в Огрызковцах и некоторые другие приняли на себя жертвенную заботу о пришедших на курсы. Все продукты, что имелись в то время у сельского хозяина, доставлялись на курсы бесплатно, и только чего не хватало, приходилось докупать. Также даром служили подводами и своим трудом. Велика сила единения, при ней даже в скудости каждый может служить для дела Божьего. Все мы не только можем, но и должны делать что-либо для Царствия Божьего,’ и Божье благословение не замедлит сказаться на таком труде. Вспомните, как горсточки муки сарептской вдовы оказалось достаточно, чтобы пропитаться во все время голода (3 Цар. 17: 12).

Господь обильно благословил учителя, дорогого брата Шмидта, дав ему чудесное откровение слова, которое жадно ловили участники курсов, слагая его в сердцах и умах. Также Господь благословил братьев А. Бергхольца и И. Бендингера. В результате все участники остались довольны полученными ими знаниями, которые заронили в них одновременно желание углубляться далее в изучение чудного Слова Божьего. Да, библейские курсы побуждают работников Нивы Божьей искать «богатства и премудрости и ведения Божия» (Рим. 11:33).

Вечерами и в праздничные дни проводились духовно-назидательные собрания, на которые стекалось много детей Божьих и посторонних.

Число участников установить трудно, ибо почти в течение всех дней прибывали новые и новые, но меньше 50-ти душ никогда не было.

Благодарение Богу, который так чудно помог нам устроить эти курсы. Благодарим также и общины, в особенности Печорно и Огрызковцы, которые оказали материальную помощь и тем дали возможность быть на курсах и неимущим братьям, которые не только зачерпнули от премудрости Слова Божьего, но и видели добрый пример оказательства к ним любви.

1935. № 3. С. 77-78.

№7

Во что мы веруем и чему учим

Наше вероучение не основывается, как учение больших христианских церквей, на сотнях лет предания, но исключительно на Священном Писании, содержащем в себе планы и веления Бога, которые нам должно знать. Из содержания этого Слова Божьего мы черпаем все познания и выводим основы нашего вероучения, которые суть следующие:

1.  Библия есть вдохновенное Слово Божье, содержащее в себе непогрешимые откровения Бога людям (2 Тим. 3:14-17; 2 Петр. 1:19-21; Лк. 24: 25-27, 44-45).

  1. Есть только единый Бог Создатель, сохранитель и Судия всех людей, который открывается человеку в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа (Ис. 45:5-6; Мф. 28: 19; Иоан. 15: 26; Рим. 1: 19-20).
  2. Через грехопадение грех так внедрился в человека, что сделал его неспособным ко всякому добру (Быт.З: 1-7, 8:21; Рим. 3: 23, 5: 12).
  3. Христос, Сын Божий, став человеком, через свою крестную смерть и телесное воскресение искупил грехи людей и приобрел для всех возможность спасения (Деян. 10:40-41; 1 Кор. 15:3-4; Гал.4:4; 1 Иоан. 2:2).
  4. Спасение для людей, однако, возможно только через уверование во Христа, как сына Божьего (Иоан. 3:16; Деян. 4:12; Гал. 2:16; 1 Тим. 2:5-6).
  5. Через покаяние, обращение и новое рождение, а также через святость жизни, верующий преуспевает в совершенстве во Христе (Мф. 5:46; Иоанн. 3:3-8; Деян. 17:30, 26:20; 1 Фесл.5:23; 1 Петр.1:15-16; Евр. 10: 14, 12:14).
  6. Водное крещение для уверовавших есть для них символ завета чистой совести с Богом. Вечеря Господня творится в Церкви в воспоминание вечери Христовой с его учениками (Мф. 28:19; Деян. 2:38, 8: 36-38; 1 Кор. 11:23-29).
    1. Крещение Духом Святым есть преимущество каждого верующего и его получение подтверждается во вне знамением говорения иными языками (Лк. 3:16; Деян. 1:4-5,2:4,10:44-46, 11: 15-16, 19:6).
    2. Божественное исцеление тела от болезней есть результат и часть совершенного Христом дела искупления на Голгофе (Ис. 53:4; Мф. 8:16- 17; Иоан. 5:14-16).

10.  Девять духовных даров и библейские служения необходимы в деле созидания тела Христова (1 Кор. 12: 1-31; Еф. 4: 7-16).

11.  Второе пришествие Христа на землю и восхищение верующих перед началом тысячелетия царствия Христа на земле являются чудесной надеждой и ожиданием каждого чада Божьего (Деян. 1:11; 1 Кор. 15:22- 24, 51-57; 1 Фесл. 4: 13-18; От. 20:1-6).

12.  С окончанием человеческой жизни, все, омытые кровью Агнца, наследуют вечное блаженство, а все непримирившиеся с Господом, муку вечную (Мф. 12:26,25: 31-46; Иоанн. 3:36, 5: 23-29; Рим. 2:2-16; 2 Фесл. 1:7-10; От. 20:11-15; Евр. 9:27).

1935. № 7-8. С. 66.

№8

Годовой съезд союза христиан веры евангельской в Польше

И. Зуб-Золотарев

Благодарение Господу, помогшему и в этом 1935 году провести беспрепятственно Съезд Союза христиан веры евангельской в Польше, который и состоялся 4-6 июня в Киверцах Луцкого уезда. Благодарение правительству страны нашей, где мы пользуемся свободой вероисповедания и благодарение властям воеводства Волынского, благосклонно относящимся к нам и не препятствующим нам в удовлетворении наших религиозных потребностей.

Начало съезда было назначено на 4-е июня, и уже 3-го июня начали прибывать делегаты. Первыми прибыли «велосипедисты». Это те братья, что имеют велосипеды. При ненастной погоде им пришлось преодолеть сотни верст пути, но, приближаясь к цели и, увидев меня, вышедшего их приветствовать, они, забыв усталость, начали восклицать: «Слава Господу! Аллилуйя!». Да, чудесна любовь Христа, она покрывает все: усталость, бедность и т.д. За велосипедистами стали группами и в одиночку подходить пешеходы, многим из них пришлось пройти пешком сотни километров и чтобы поспеть к съезду им пришлось, можно сказать, идти днем и ночью, отдыхая только часа по 2 по 3 там, где усталость сваливала их с ног, часто даже под открытым небом. Также и эти усталые измученные странники по земле, подходя к цели, при виде других уже подошедших братьев, забывали все трудности только что преодоленные, радовались, предвкушая еще большие радости общения на съезде и библейских курсах, и в радости приветствовали друг друга целованием. Последние гости прибыли поездом, и в числе их наши дорогие братья: президент Восточно- Европейской миссии брат П. Петерсон, полевой суперинтендант брат Г. Шмидт и председатель союза христиан веры евангельской в Польше брат А. Бергхольц. Весть о приезде этих дорогих гостей разнеслась среди братьев и было слышно, как передавали друг другу: «Братья приехали! — Кто ? — Шмидт, Петерсон, Бергхольц! — А где брат Киндерман? — Приедет завтра! — Слава Господу, вот будет радость!» Да, радостью наполняются сердца детей Божьих, когда они встречаются, чтобы иметь братское общение и суждение о своей и общей работе на Ниве Божьей!

Наконец наступило время открытия съезда. Зал был переполнен делегатами и гостями, коих количество достигало 150 душ. Председатель союза брат А. Бергхольц открыл съезд, он же был избран председателем съезда при заместителе брате Иване Зуб-Золотареве и секретаре брате Г. Федышине для польского языка, и брате Д. Комсе — для русского, брате М. Вербицком — для украинского и брате Миттельштедте — для немецкого. Братья Петерсон и Шмидт передали приветствия от братьев из Америки и других стран и сказали приветственное слово, за сим начались работы съезда.

Из отчета союзного комитета и прочитанной секретарем союза статистики видно, как Господь благословляет союз, прилагая постоянно к нему членов. Так, в 1933 году всех членов Союза насчитывалось 15441, а в настоящем 1935 году число членов, принятых через водное крещение, достигает цифры 18197 душ, в это число не входят немецкие общины, где, как видно из отчета братьев, прибывших на наш съезд, Господь также чудно благословляет, и многие общины уже вошли в наш Союз. После было оглашено, что сделано Союзом за истекший год: были устроены регентские курсы, курсы для учителей детских воскресных школ, издан польский песенник, готовится к печати Русский песенник, построены молитвенные дома, организуется сиротский дом в Барановичах и т.д., — во всем этом горячее участие принимала и принимает Восточно-Европейская миссия. Слава Господу!

В комитет союза были переизбраны те же братья, только на место ушедшего в вечность заместителя председателя брата О. Мазало были избраны два брата: брат И. Панько и брат И. Черский. Кассиром вместо брата Д. Комсы избран брат М. Вербицкий.

При Господнем благословении дни съезда прошли быстро и незаметно и когда 7-го числа братья Петерсон и Киндерман, собираясь к отъезду в другие страны, стали прощаться, призывая всех участников съезда, а через них и всех детей Божьих, стоять в единении и дальше, и верно трудиться для Господа, то весь съезд, в свою очередь, благодарил братьев за посещение, обещав пребывать и трудиться в единении, желая им доброго пути и дальнейшего благословенного успеха в работе на Ниве Божьей и просил передать братские приветы детям Божьим в других странах.

Брат Шмидт остался с нами еще на несколько дней, преподавая нам уроки из Библии. Господь чудно благословил нас, и было Много вырешено вопросов из Слова Божьего, а также преподаны были ценные наставления для работников Нивы Божьей.

Во время съезда и библейских курсов состоялись призывные собрания, из коих особенно благословенным было то, что состоялось на Троицу 9-го июня. Зал был переполнен, и потому большинству участников пришлось остаться на дворе. Слово Божье проповедывалось с особенной силой, и было сказано более 10 свидетельств о божественном исцелении, когда Господь исцелил в самых тяжких случаях. О, да , Господь вчера, сегодня и во веки тот же!

Все участники библейских курсов и собраний остались благодарны Господу за обильные наставления из Слова Божьего, преподанные через брата Шмидта. Да благословит Господь дорогого брата Шмидта и на дальнейшие подобные курсы, которые так нужны для работников Нивы Божьей в нашей стране.

Прощальное собрание состоялось 11-го июня, где все участники благодарили Господа за полученные ими благословения, а также и пишущего эти строки за хлопоты по устройству съезда и собраний. Все разъехались и разошлись подкрепленными Словом Божьим, неся с собой семена правды Христовой, чтобы богато разбрасывать их по Ниве Господней, приобретая души для Царства Христа в эти наши дни, когда пришествие Христа уже у порога.

1935. № 9. С. 79-80.

№9

Откажемся ли мы от говорения языками? (Настоящий вопрос разбирается в форме письменного ответа одному христианскому работнику, затронувшему этот вопрос в своем письме на имя автора)

Дональд Гее

Я получил Ваше письмо, в котором Вы стараетесь убедить меня порвать общение с пятидесятниками, или, как иногда выражаются, с движением «говорения языками».

Основание, которое Вы выдвигаете, безусловно, заслуживает молитвенного и полного рассмотрения вопроса. Вы говорите, что если бы я только отказался от говорения языками и порвал свое общение с пятидесятниками, то для меня широко бы открылись доселе закрытые двери благословенного общения с наиболее преданными Богу, духовно развитыми евангельскими христианами.

К такому вашему призыву я не могу и отнестись безучастно, ибо в свое время я был глубоко огорчен, узнав, что был отлучен от общения с христианскими работниками того города, куда Господь поставил меня на служение, а также отстранен от участия в благовествовании и другой духовной работы, с которой я считал себя связанным не «только номинально, но и деятельно. Я не сомневаюсь, что в отношении каждой основы христианского учения я достиг бы с моими сотрудниками сердечного поразумения, но вот, из- за этих «ужасных языков», я оказался отлученным от общения с ними.

В конце Вы ссылаетесь на имена известных и популярных христианских работников, которые, отвергнув наше отличительное свидетельство, были снова приняты в общение и допущены к участию в широкой христианской работе. Вы уговариваете меня последовать их примеру. — Как могу я это сделать?

Я не буду касаться переживания других людей, но я знаю, что крещение Духом Святым со знамением разговора языками вошло в мою духовную жизнь, и что то переживание, когда Господь коснулся меня так реально и жизненно, вознесло меня в совершенно новую сферу общения с Ним и деятельности для Него. Мой продолжающийся в течение многих лет опыт говорения языками не теряет и теперь своего благословения.

Я убежден и утверждаю, что мой опыт говорения языками исходил от Духа Святого. Отрицать или обесценить это было бы смертельным ударом моей вере в реальность этого духовного опыта, и обесславило бы дар Бога и даже Самого Дарителя.

Да и на каком вообще основании Слова Божьего Вы строите свои увещевания мне отказаться «от языков»? Разве Слово Божье ясно не говорит нам: «Духа не угашайте»(1 Фес. 5:19) и это повеление по смыслу контекста главы относится к Его выявляющимся дарам. Вам, конечно, известно, что это место в некоторых переводах Библии передается как «не угашайте проявления Духа».

Далее, в 1 Кор. 14:39 прямо говорится: «не запрещайте говорить языками». Хотите Вы, чтобы я грубо пренебрег или даже вовсе отказался исполнить это ясное повеление Слова Божьего, как это делают некоторые из христиан нашего времени? Боже, упаси меня от этого!

Если Вы только укажете мне хоть на одно место Писания, которое бы пояснило мне, почему я, получив дар языков, должен отказаться от этого дара, то я почту за милость это Ваше указание и обещаю смиренно и строго соблюсти это повеление Бога.

Впрочем, в своем предложении Вы даже не требуете, чтобы я вовсе отказался от упражнения этого дара языков вообще. Вы ограничиваетесь требованием отказа от упражнения этого дара в публичных собраниях, в личной же молитве Вы оставляете мне беспрепятственное упражнение этого дара.

Это Ваше предложение звучит более приемлемо, ибо отчасти оно согласуется с моим мнением. Я лично держусь того мнения, что апостол Павел, говоря: «Я более всех вас говорю языками» (1 Кор. 14:18), подразумевал под этим упражнение дара языков наедине, во время его общения с Богом (1 Кор. 14:2), и такое мое предположение вполне согласуется с другими поучениями этой главы. Лично я предпочитаю и ищу для себя дара разговора «умом» (1 Кор. 14:19), но не пренебрегаю даром разговора языками. Если упражнение этого дара будет сопровождаться истолкованием (ст.5), и мне кажется, что большинство здравых христиан так и поступают. Хотя я знаю, что есть некоторые браться, которые ошибочно думают, что говорящий языками не в состоянии управлять собой и потому вправе нарушить порядок собрания даже в самый торжественный момент. Такие братья забывают основное правило 1 Кор. 14, гласящее: «все сие да будет к назиданию» (ст. 26), и позорят Господа проявлением своего фанатизма. Не станут же верующие, знающие Духа и

Слово Божие лучше, чем такие отдельные лица, позорить самый дар языков только из-за того, что по незнанию, он упражняется, хотя и искренно, но неправильно. Я думаю, что нет.

Я считаю, что во многих случаях публичное упражнение дара языков бесполезно, а иногда даже вредно. Мало того, я совершенно убежден, что Дух Святой никогда не станет побуждать к упражнению дара языков вне правил, данных Им в 1 Кор. 14, ибо в противном случае Он действовал бы Сам против Себя.

Но я не могу забыть и того правила, что «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7) и, следовательно, дар языков и для церкви, а потому исключать упражнение этого дара из собрания верующих мы не вправе.

Сознание того, что Господь дал мне этот дар, побуждает меня идти в то собрание, где, как я знаю, царит разумная духовная свобода и правильное упражнение дара языков. Это же сознание побуждает меня устраняться от собраний, где, как я знаю, нет свободы проявления духовных даров.

Публично отречься от того, во что я лично верю, было бы с моей стороны поношением всех моральных ценностей, на что не может пойти ни один человек, любящий истину. Тут нужно сказать, что в некоторых случаях молчание равносильно отрицанию и такое молчание заслуживает строгого осуждения.

Вы утверждаете, что «языки» являются тормозом в деле благовествования, исходя из того принципа, что «спасение души» одно дело, а упражнение даров — другое, т.е., по-вашему выходит, что упражнение даров Святого Духа не может идти рука об руку с успешным делом благовествования и потому одно от другого должно быть строго отделено.

Я готов допустить, что в некоторых случаях проявление даров может стать на пути предания отдельных лиц Господу, но я уверен, что ни один из работников Нивы Божьей, находящийся под действием Святого Духа и обладающий любовью к душам, не подаст такого преткновения. Если же это случится, то такие работники должны получать за это мудрое порицание вместе с любвеобильным наставлением.

В выдвигаемом Вами принципе противоположения «спасения душ» «проявлению даров», Вы разделяете два действия, которые менее всего должны разделяться или противополагаться, ибо такое разделение не имеет под собой никакого библейского основания. В день Пятидесятницы именно проявление Духа побудило множество к слушанию и принятию слова жизни. В других случаях, наоборот, проявление Духа было результатом принятия проповеди Евангелия. Так, в доме Корнилия во время проповеди Петра Дух Святой сошел на всех присутствующих, и они начали говорить языками. Если принять Ваше утверждение, что действие духовных даров не является ни причиной, ни результатом спасения, то выходит, что в выше приведенных случаях Дух Святой действовал неправильно. Такое предположение, очевидно, является бессмыслицей.

Конечно, я допускаю, что неожиданное проявление сверхъестественного элемента при проповеди Евангелия, при наличии неутвержденного состояния неверующих, создает необычную атмосферу, и что проявления Святого Духа в такой степени, как это бывало в ранней церкви, приводят некоторых членов нынешней церкви в глубокое смущение и даже страх. Но такое положение вовсе не говорит против.., а скорее свидетельствует о недостаточности духовного состояния церквей нынешних дней.

Несомненно, что Дух Святой по Его безграничному милосердию считается с состоянием верующих нынешних дней и с условиями, в которых они живут, и потому действует в соответствии с этим. Однако, это вовсе не означает, что Бог в нынешние времена отказывается вести нас библейскими, и как мы верим, более нормальными путями, когда проповедь Евангелия благодати сопровождается сверхъестественными проявлениями силы Бога не только в сердцах людей, но и во вне. Доказательства этому мы встречаем в непрерывно растущем движении Святой Пятидесятницы.

Отстаивать не только теоретически, но и практически наличие сверхъестественного в проповеди Евангелия является не нашей обязанностью, а нашим преимуществом. Для этого, конечно, нужна вера, а вместе с нею мудрость и много терпения, но радость общения с Господом, приходящим к своим в церковь, все покрывает.

Отказ от говорения языками избавил бы нас от упреков и был бы равносилен принятию нас там, где мы сейчас отвергаемы, и этим путем мы приблизились бы к сотрудничеству с широкими кругами в деле проповеди Евангелия. Но не огорчит ли такая наша уступчивость сердце нашего Учителя? Мы твердо верим, что так или иначе, но Он приведет все девять даров обратно в церковь. Такое наше утверждение оправдывается свидетельствами Нового Завета, и это требует все растущие вызовы спиритов.

Нам дается несказуемое преимущество быть орудиями в руках Его при проведении в жизнь этих задач Его, и если исключение от активного общения с некоторыми нашими братьями Евангельской церкви является ценой за это, то мы готовы ее уплатить. Пусть знают, что это наше преимущество мы высоко ценим. Мало того, мы ожидаем того часа, когда и они признают, что дары Святого Духа предназначены и для нынешних времен!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Беларусь, История, Рецензии на книги, Спасение, Украина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s