«Комиссар дьявола»: Насилие над Евангельскими Христианами


Опубликовано А. Нежным в книге «Комиссар дьявола»

а) Насилие над председателем Всероссийского Союза Ев. Хр. И. С. Прохановым.

В апреле 1923 года председатель Всероссийского Союза Евангельских Христиан И. С. Проханов был вызван из Петрограда в Москву представителем Г.П.У. тов. Тучковым и арестован. Причиною ареста было появление от имени Союза послания под названием «Голос с Востока» направленного к христианам всего мира и призывающего их к чистоте жизни и полному неучастию в делах, связанных с братоубийством. Несмотря на то, что это послание было разрешено со стороны Петроградских властей, Г.П.У. сочло подобную деятельность контрреволюционной и подвергнуло И. С. Проханова заключению, где он и находился в течение 3-х месяцев.

За этот период времени со стороны Г.П.У. было оказано сильное давление на совесть И. С. Проханова. Физически совершенно больной и под давлением он написал новое послание, которое по существу служит отречением от первого и говорит совершенно чуждое тому мировоззрение, какое сложилось у Евангельских Христиан.

Желая поддержать председателя и желая также способствовать скорейшему его освобождению послание его подписали 3 члена Союзного Совета: В. Пелевин, А. Андреев и Ф: Савельев. После подписи послания Проханов был немедленно освобожден и мог принять участие во Всемирном Конгрессе, бывшем в Стокгольме. Новое послание вызвало большое волнение среди Евангельских Христиан и несомненно было бы не принято на предстоящем 9-м Всероссийском Съезде, если бы Г.П.У. не постаралось совершить новое насилие, но уже теперь над целым Съездом.

б). Насилие над 9-м Съездом Евангельских Христиан.

Еще до открытия Съезда в Петроград прибыл представитель Г.П.У. тов. Тучков и начал оказывать давление на работу пленума. Путем шпионажа все решения пленума были передаваемы тов. Тучкову, после чего он вызывал к себе лиц, поведение коих ему не нравилось. Благодаря такой тактике в пленуме создалась невозможная атмосфера и многие из членов Совета, бывшие против подписанного послания, боясь последствий, молчали. Выработанная пленумом резолюция была немедленно сообщена Тучкову и так как она не говорила о полном присоединении к посланию Проханова и других, то судьба ее разрешилась в неблагоприятную сторону. Тов. Тучков потребовал новой резолюции с полным присоединением к посланию. Под сделанным давлением пленум, после тяжелой внутренней борьбы приготовил другую резолюцию с полным присоединением к посланию, которая и была предложена 9-му Съезду.

Атмосфера, бывшая в пленуме, перенеслась и на Съезд, так как тов. Тучков и здесь начал оказывать давление на участников Съезда. В день открытия его он демонстративно вызвал прямо с заседания председателя Съезда И. С. Проханова и некоторых других по-видимому желая уже в самом начале вызвать соответствующее впечатление в рядах делегатов. В день же решения вопроса о послании тов. Тучков явился лично, желая и здесь совершить новое насилие. При такой тяжелой напряженной атмосфере прошел этот день Съезда и в результате была принята большинством резолюция о полном присоединении к посланию, что конечно объясняется лишь результатом давления со стороны власти.

в) Насилие над Ф. С. Савельевым.

Среди всех собравшихся на Съезд была небольшая группа, которая протестовала и голосовала против той части резолюции, где говорится о присоединении к посланию. Эта группа и особенно делегаты Московской Общины вернулись обратно на свои места, сохраняя прежнее отношение к посланию. Пресвитер Московской Общины 65-тилетний старик Ф. С. Савельев, бывший в числе лиц подписавших послание, по возвращении с 9-го Съезда публично признал сделанный шаг уклонением от Евангельской истины. Это раскаяние было признано тов. Тучковым контрреволюционным актом, и 14. XII 1923 года т. е. как раз в тот день когда должно было состоятся общее собрание всей Общины Ф. С. Савельев был вызван в Г.П.У. и арестован. После 4-х месячного заключения он был выслан в Соловки, причем все это произошло лишь потому, что Ф. С. Савельев поступил согласно веления своей совести. Все остальные члены Московской Общины не согласные с резолюцией Съезда также попали в число политических неблагонадежных и были лишены разрешения собраться для нового делового собрания. Во всех перечисленных фактах видно, как грубо была нарушена свобода совести со стороны Г.П.У. по отношению к Евангельскому Союзу.

4. Факты касающиеся Союза Баптистов.

Что было с Евангельским Съездом, то случилось и со Съездом баптистов. Г.П.У. в лице тов. Тучкова и здесь произвело давление на делегатов. В течение самого Съезда целый ряд участников его был вызван в Г.П.У. Одних там арестовывали, других отпускали и конечно в результате работа Съезда была сильно затруднена и самое решение не могло быть свободным. Да и к тому же во время заседания Съезда также присутствовало несколько человек представителей из Г.П.У.

В течение Съезда и после него было арестовано 11 человек делегатов. Некоторые из них выпущены, но часть, а именно: Глаголев, Принцев, Хомяк, Шилов, Левенданто, Тимошенко отправлены в ссылку, причем местами ссылки назначены как раз те места, где томились за свою веру гонимые сектанты при царском строе, а именно: Нарымский край и Соловки.

ругими Словами Советская власть в лице Г.П.У. возвратилась к старой тактике царских гонителей за веру. В. Факты относящиеся к вопросу об отбывании воинской повинности.

1. Общее положение дела.

На основании декрета от 4.1 1919 года право на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям дается всем не могущим по своей совести участвовать в человекоубийстве. И действительно можно отметить отрадный факт, что в первые годы после издания данного закона, отказывающиеся не были насилуемы в своей совести, но не то теперь, положение совершенно изменилось и фактически можно считать декрет от 4.1 1919 г. аннулированным.

2. Отношение нарсудов к делам отказывающихся.

Последние годы отношение Народных Судов к отказывающимся очень неудовлетворительное. Будучи совершенно неподготовленными к таким вопросам, суды зачастую не могут понять психологию отказывающихся и поэтому отказывают совершенно людям в освобождении, что еще объясняется полной пристрастностью Народных Судей ко всем отказавшимся.

3. Вынужденное согласие по военному вопросу со стороны некоторых религиозных течений.

Из фактов деятельности О.Г.П.У. мы могли видеть каким способом было добыто согласие по военному вопросу таких крупных религиозных течений, как евангельских Христиан и баптистов, но однако вынужденное согласие указанных организаций поставило в тяжелое положение всех отказывающихся. Народные Суды, руководствуясь посланием Проханова от 12. VIII и резолюциями Съездов, отказывают без всякого разбора отдельным членам перечисленных течений. Таким образом благодаря насилию совершенному над Съездом продолжается насилие над совестью отдельных лиц.

4. Циркуляр Наркомюста от 5.Х1 1923 г.

Наконец в довершение всего Наркомюстом издан циркуляр от 5.Х1 1923 г., который служит фактической отменой декрета от 4-го января 1919 года, так как по нему исключаются из числа отказывающихся многие религиозные течения, как-то: евангельские христиане, баптисты, трезвенники, толстовцы и пр. Остаются в циркуляре только те течения, которые мало распространены в пределах С.С.С.Р. Циркуляр предоставляет право исключения лицам других течений только в том случае, если они сами или их родители страдали при старом режиме.

Подобное ограничение фактически исключает из числа отказывающихся почти всю молодежь, так как по своим годам призываемые в настоящее время были детьми при царском режиме, при чем у большинства из них родители совершенно не разделяют их религиозных убеждений. Вышеозначенный циркуляр свел окончательно на нет все отказы.

…В результате издания вышеуказанного циркуляра все отказывающиеся в последнее время лишены освобождения и привлекаются теперь к судебной ответственности в уголовном порядке по 81 статье Уголовного Кодекса, как явно уклоняющиеся от законных требований власти. ОТЧЕТ НАЧАЛЬНИКА 6 ОТДЕЛЕНИЯ СО ОГПУ Е. А. ТУЧКОВА о работе, проведенной в 1923 г. среди евангельских христиан

О сектантстве

Наиболее заметный рост сектантства в России начался со времени революции. Причины способствующие развитию такового заключались главным образом в предоставлении сектантам права на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям, с чего и нужно было начать работу по сектантству.

Подготовка к Всероссийскому съезду евангелистов и проведение этого съезда

Приступив вплотную к этой работе и поставив себе задачей заставить сектантов признать для себя обязательным военную службу в Совроссии, лишить единства их организации и тем самым приостановить рост сектантства. Избрав для этого наиболее удобный и благоприятный случай — привлечение руководителя одной многочисленной секты евангельских христиан — Проханова за распространение антимилитаристского воззвания «Голос Востока» — нам удалось в процессе этого привлечения склонить его признать военную службу обязательной для евангелистов. С каковой целью он совместно с другими 5-ю видными евангелистами и написал в этом духе послание. Этим был сделан первый сдвиг сектантства с антимилитаристской позиции.

Для закрепления и проведения в жизнь высказанных в послании взглядов вскоре после его опубликования был созван в Ленинграде Всероссийский съезд евангельских христиан, на котором присутствовало до 300 представителей мест.

На этом съезде сразу же обнаружилось, что Проханов своим посланием произвел среди сектантов раскол, чего он при его составлении боялся. Под напором такого отрицательного мнения к посланию съехавшихся делегатов Проханов и другие евангелисты подписавшие таковое, намерены были от него отказаться и сказать съезду, что это сделана ошибка и т. д., но, благодаря присутствию на съезде нашего осведомителя, Проханова удалось убедить в том, что он этим поступком подорвет всякий авторитет. После долгого колебания Проханов решил эту точку зрения провести окончательно и съезд подавляющим большинством выносит резолюцию в этом духе.

Недовольная и озлобленная таким решением съезда небольшая часть делегатов тут же заявила протест и решила ему не подчиняться и разъехавшись на места, повела кампанию против Проханова и той резолюции, которая была принята на съезде по военному вопросу и образовав свою самостоятельную группу, стала рассылать по всем общинам свое обращение, указывающее на противохристианский поступок съезда и Проха-новской компании.

Прохановцы же в свою очередь начали наседать на них и в результате дело дошло до того, что последние в лице ближайшего помощника Проханова — Андреева стали просить ликвидировать эту группу мотивируя тем, что она Сов. Власти вредна не только в военном вопросе, но и в политическом отношении как состоявшая из буржуазного элемента. По этому же их заявлению и просьбе был арестован и выслан один из лидеров этой группы — Савельев, тот самый Савельев, который подписал вместе с Прохановым послание, а потом изменил и перешел в группу антимилитаристов.

Благодаря этого спора евангельских групп — баптисты, как секта почти ничем не отличающаяся от первой своим вероучением — сумела перетянуть некоторые провинциальные общины на свою сторону, чем до крайности озлобила евангелистов — Прохановцев, которые стали просить меня, чтобы и баптисты признали обязательным для себя военную службу.

Мы не имея такой возможности как с евангелистами действовать сверху, начали эту кампанию проводить снизу, т. е. с провинциальных баптистских общий, подготовляя их при помощи осведомления к предстоящему Всероссийскому съезду баптистов.

Съезд открылся в ноябре мес. 1923 года, прибыло более 200 делегатов. Настроение съехавшихся было настолько напряженно, что из одной фразы какого-либо делегата, защищающего точку зрения съезда евангелистов, делался вывод, что таковой является тайным агентом ГПУ. Поднятие такого настроения среди делегатов много способствовала и сама Коллегия баптистов в лице Павлова, Тимошенко и других, намереваясь во что бы то ни стало вынести съездом постановление по военному вопросу — противоположного характера евангелистам и тем самым перетянуть большинство последних на свою сторону, а равно и показать свою стойкость в этом вопросе перед всеми сектантами.

В этом направлении проходил весь съезд. В конце съезда, когда часть делегатов (наши осведомы) стали наиболее смелее настаивать на принятии съездом решения по этому вопросу в положительном смысле и их еще стали поддерживать все делегаты немецких баптистов, то коллегия видя, что может на съезде произойти раскол стала находить компромиссные решения и съезд вынес в этом духе резолюцию не удовлетворив таковой ни правых ни левых в особенности средних, которые разъехались и повели кампанию за образование параллельной Всероссийской коллегии.

Узнав об этом Павлов и К° и учитывая все последствия такого неопределенного поведения баптистов, решили поговорить со мной и посоветоваться, как лучше выйти из этого положения. Нами было рекомендовано исправить ошибку съезда особым посланием за подписью всего совета — высказав в нем ясную и определенную точку зрения по вопросу о военной службе баптистов, что они и сделали — составили воззвание в духе Проханова и разослали для подписания всем членам совета.

Воззвание это еще пока не опубликовано так как не собрано всех подписей, но уже часть баптистов узнавшая о нем начинает укорять его в подхалимстве, не христианстве и т. д.

Несомненно, как только узнает об этом послании совета вся баптистская масса, то раскол будет неизбежен так же как и у евангелистов, в результате чего надо ожидать объединения антимилитаристов-баптистов с антимилитаристами-евангелистами.

И так евангелисты и баптисты военную службу Советской России признали для всех своих членов обязательной и тем самым произвели внутри у себя раскол.

Это явление несомненно послужит прежде всего прекращению роста сектантства и толкнет их к моральному разложению.

Все остальные секты, как-то молокане, адвентисты и т. д., гораздо менее интересовали нас, чем две первых, ибо они малочисленны и не имеют такой дисциплины как первые, но очередь несомненно дойдет и до них, так как работой по сектантству мы вплотную занялись только лишь с половины 1923 года.

27 февраля 1924 г. Нач. 6 отд. СО ОГПУ, Тучков.

Начало ПОСЛАНИЯ ВЫСШЕГО СОВЕТА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН ВСЕМ ОБЩИНАМ И ВСЕМ ОТДЕЛЬНЫМ БРАТЬЯМ ЕВАНГЕЛЬСКИМ ХРИСТИАНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В С.С.С.Р:

Дорогие братья. Мир и благодать вам да умножится.

На сей раз пишем вам по следующему поводу: в сентябре месяце прошлого года (1922 г.) Высший Совет В.С.Е.Х. написал воззвание под названием «ГОЛОС С ВОСТОКА», обращенное ко всем христианам мира. В нем, между прочим, было сказано, чтобы наши братья настойчиво проводили учение Христа об устранении участия членов церкви в войнах… (и т. д.)

ЦИТАТА ИЗ «ИСТОРИИ ВСЕХБ» (с. 178):

(1923 год). Разногласия, вызванные отношением к военному вопрсу иногда приводили к осложнению отношений между верующими в церкви. Противники военной службы смотрели на тех, кто ее признавал, как на отступников от истины или в лучшем случае как на заблуждающихся. В среде евангельских христиан в Москве дело дошло до разделения на этой почве. Вернувшиеся с 9 съезда братья, несогласные с его решением по военному вопросу, вышли из церкви; за ними последовало около четырехсот человек. Они начали собираться у Красных ворот и в Ватковском переулке, отсюда и произошло название «красноворотцев» (Ковальков В. М. История московского братства).

Реклама
Запись опубликована в рубрике КГБ, СССР, баптисты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s