Е.В. Конев. Правовое положение протестантских общин в советском государстве во второй половине XX века (на материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей)


В годы Великой Отечественной войны И.В. Сталин сделал шаг к либерализации религиозной политики, однако контроль государства за церковной деятельностью не был ослаблен. Основной причиной явилось пробуждение интереса населения к религии. Еще 14 сентября 1943 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР «Об организации Совета по делам Русской Православной церкви, а 19 мая 1944 г. создан Совет по делам религиозных культов при СНК СССР. Первоначальными задачами этих двух государственных органов были осуществление связи между советскими и религиозными организациями, содействие духовенству в воссоздании церковных структур, а также контроль за соблюдением законодательства о культах от 8 апреля 1929 г. Совет по делам религиозных культов мог официально зарегистрировать церковную общину лишь в том случае, если она состояла не менее, чем из 20 чел., и не нарушала советское законодательство.

В середине 1940-х гг. активизировали религиозную деятельность протестантские общины, главным образом, баптисты. После Великой Отечественной войны возродилось примерно 5 тыс. баптистских общин, 1696 из них власти зарегистрировали1, в их числе 5 крупных общин ЕХБ в Кемеровской области (Кемеровской, Осинниковской, Ленинск-Кузнецкой, Байдаевской и Сталинской), 4 — в Новосибирской области2 и 1 — в Томске, и после этого прекратил регистрацию.

Частичная либерализация 1940-х гг. сменилась антирелигиозной кампанией Советского государства в «хрущевское десятилетие». Массовое возрождение протестантских общин на востоке СССР стало причиной беспокойства местных партийных органов. В 1954 г. вышло два постановления ЦК КПСС, непосредственно касавшихся научно-атеистической работы: «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля) и «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 ноября) 3. После этих постановлений партийные органы стали уделять больше внимания антирелигиозной пропаганде. Например, 17 февраля 1958 г. бюро Томского обкома КПСС приняло решение «Об усилении научно-атеистической пропаганды среди населения». В апреле 1958 г. отдел пропаганды и агитации Томского обкома КПСС провёл семидневный областной семинар лекторов-атеистов, в котором приняли участие более 200 чел. В областной газете «Красное знамя» был опубликован ряд статей на антирелигиозные темы. На предприятиях, где концентрировалось большое количество протестантов, систематически читались лекции по научно-атеистическим вопросам4.

Импульсом для очередного этапа антирелигиозной кампании в годы «хрущевской оттепели» стали постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» и СМ СССР от 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Согласно им уполномоченные на местах усилили свой контроль. Многих нарушителей законодательства административные органы привлекли к ответственности на основании ст. 142 и 227 УК РСФСР 1960 г. Постановление Президиума ВС РСФСР от 4 мая 1961 г. дало возможность властям выселять активных деятелей религиозных сект в отдаленные места. В частности, на территории Томской области в 1960-е гг. находились высланные меннониты, баптисты, пятидесятники, адвентисты из других регионов страны (Ю.В. Мориц, Р.В. Зудерман, Р.В. Шмидт, Фрезе и др.).

С началом антирелигиозной кампании во второй половине 1950-х гг. на территории СССР раскололась община ЕХБ. В 1959 г. ВСЕХБ по указанию государственных органов власти издал 2 документа: «Новое положение» и секретное «Инструктивное письмо», которые расходились с основными принципами баптистского вероисповедания5. «Новое положение» запрещало проповедовать за пределами общины, присутствовать на богослужениях верующим в других населенных пунктах, т.е. нарушалось для баптистов широкое общение. «Новое положение» регламентировало порядок проведения богослужений. «Инструктивное письмо» было предназначено только для старших пресвитеров. Оно обязывало их не проводить миссионерскую деятельность. Несколько влиятельных баптистов (А.Ф. Прокофьев, Г.К. Крючков, Г.П. Винс) получили доступ к «Инструктивному письму» и восприняло его как свидетельство вероотступничества ВСЕХБ. В мае 1960 г. они объединились в Инициативную группу и обвинили руководство ВСЕХБ в нарушении евангельского принципа, запрещавшего отдавать «кесарю — Богово». Члены Инициативной группы размножили текст «Инструктивного письма» и разослали по всем общинам6. В 1960-1961 гг. произошел окончательный раскол ЕХБ. В ряде городов и районов, в том числе, в Кемерово, Сталинске (Новокузнецке), Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Осинниках, Томске7 верующие вышли из регистрированных общин.

В 1966 г. Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов были объединены в единый Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Однако полномочия Совета при этом были резко ограничены. Такие вопросы, как регистрация религиозных общин, предоставление верующим культовых зданий рассматривались местными властями.

В 1960-е гг. создавались комиссии содействия контролю за законодательством о религиозных культах при райгорисполкомах, которые контролировали проповеди религиозных общин. В эти комиссии входили депутаты местных Советов, работники финансовых, административных органов, народного образования, местные активисты, разбиравшиеся в вопросах законодательства о культах.

В 1970-е гг. в результате разрядки международной напряженности правительство СССР смягчило положение верующих и издало ряд постановлений, касавшихся «немецкого вопроса». В частности, 26 июня 1974 г. Секретариат ЦК КПСС принял постановление «О мерах по улучшению работы среди граждан СССР немецкой национальности». В соответствии с этим постановлением обкомы, горкомы и райкомы партии разработали мероприятия по улучшению идейно-воспитательной и атеистической работы среди немецкого населения.

В свою очередь Совет по делам религий при Совете Министров СССР 28 августа 1974 г. принял постановление «Об упорядочении сети религиозных объединений, состоящих из граждан немецкой национальности, и усилении контроля за их деятельностью». Совет обязал своих уполномоченных на местах принять меры к регистрации религиозных общин, а со служителями культа проводить воспитательную работу в духе гражданственности, патриотизма, дружбы народов, усилив контроль за их проповеднической деятельностью. Во многих областях, краях и республиках уполномоченные Совета во взаимодействии с местными советскими и административными органами взяли на учет религиозные общины, состоявшие из граждан СССР немецкой национальности. За 1974-1980 гг. в СССР было зарегистрировано в общей сложности 176 обществ. В то же время несколько десятков групп верующих прекратили свою деятельность. А всего было взято тогда на учет 250 объединений, выяснены их вероисповедная принадлежность, руководители, отношение верующих к законодательству о культах8.

В 1970-е гг. были расширены полномочия Совета по делам религий при Совете Министров СССР, возросли возможности верующих удовлетворять религиозные потребности. Статья 52 Конституции СССР 1977 г. гарантировала гражданам свободу совести9.

В начале 1980-х гг. в результате новой конфронтации между СССР и странами Запада усилилась атеистическая пропаганда. Со сторонниками СЦЕХБ и общинами, уклонявшими от регистрации, была спланирована большая систематическая работа по «воспитанию уважения» к советским законам и власти. С ними проводились коллективные и индивидуальные беседы в молитвенном доме, на квартирах, в райисполкоме и в прокуратуре. Руководителей общины штрафовала административная комиссия на крупные суммы. В результате таких мер местным партийным властям к середине 1980-х гг. удалось уменьшить численность сторонников СЦЕХБ, Свидетелей Иеговы, например, в Кемеровской области, но наиболее активные деятели общины не хотели отказываться от подчинения «совету церквей», не возражали против регистрации на их условиях10.

И только с началом перестройки стали происходить перемены к религии. В стране стали возрождаться духовные традиции. В 1988 г. в СССР праздновали 1000-летие введения христианства на Руси. Однако в отношении государства к протестантским общинам изменений не последовало. Большая часть объединений ЕХБ, Свидетелей Иеговы, адвентистов по-прежнему находилась на нелегальном положении.

Таким образом, деятельность протестантских общин в СССР на протяжении 1940-1980-х гг. регулировалась Постановлением ВЦИК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» с небольшими поправками, внесенными в 1960-1970-е гг. Центры религиозных объединений ЕХБ, лютеран, Свидетелей Иеговы, адвентистов седьмого дня, пятидесятников, меннонитов находились на Западе, и поэтому их правовое положение в СССР во многом зависело от международных отношений. Не случайно антирелигиозные кампании усиливались во время обострения противоречий между СССР и странами Запада.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс; Москва, 1992. С. 141.

2. ГАКО. Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 2. Л. 3-4; ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 24. Л. 3.

3. О религии и церкви: Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1977. С. 67-72.

4. ЦДНИТО. Ф. 4204. Оп. 1. Д. 685. Л. 28-29.

5. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (филисофско-социологические очерки). СПб., 1997. С. 412.

6. Алексеева Л.М. Указ. соч. С. 142.

7. Подробнее см.: Конев Е.В. Баптисты-инициативники в Томске и в городах Кузбасса // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции (26-27 февраля 2004 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал). Белово, 2004. Ч. 2. С. 449-452.

8. ГАТО. Ф. Р-1786. Оп. 1. Д. 439. Л. 15; Д. 446. Л. 7.

9. Конституция (Основной закон) СССР. М., 1989. С. 16.

10. Неизвестный Кузбасс (1943-1991 гг.). Сб. арх. документов. Вып. 1. Кемерово, 1993. С. 72-73; ГАКО. Ф. П-75. Оп. 54. Д. 106. Л. 1-8

Реклама
Запись опубликована в рубрике Книги, СССР, Сибирь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s